| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS


Жан-Поль Бельмондо Профессионал
содержание


Жан-Поль Бельмондо в обеих картинах Анри Вернея играет один характер в ситуациях, которые часто повторяются в фильмах с его участием, — мстителя. В «Теле моего врага» он смахивал немного на Дубровского, немного на Маккиавели, немного на графа Монте-Кристо. Как и последнего, его ждет в конце концов награда — любовь. Она предстает в образе очаровательной студентки, которой не хочется учиться и которую он увозит с собой в Париж с чувством исполненного долга. В картине Робера Энрико «О!» было меньше психологизма и значительно больше экшена. Р. Энрико поставил к тому времени (1968 год) несколько хороших фильмов. В «Крикунах», «Искателях приключений» у него снялись Бурвиль, Вентура, Режжиани, Делон. Последний очень нахваливал режиссера, у которого сыграл едва ли не самую привлекательную свою роль в «Искателях приключений». Жан-Поль не остается в долгу, при первой же возможности приглашает друга тоже сниматься у знакомых ему режиссеров... Франсуа Оллен, которого хозяева для краткости называют просто «О!», когда призывают к себе, — исконный персонаж детективного кино. Унижения, которым его подвергают мошенники братья Шварц, пробуждают дремлющую в подсознании гордость, что и толкает Франсуа на смелые, но не очень продуманные поступки. Встав на путь мщения, он хочет для начала добиться своей «реабилитации» в глазах общества. Для этого он принуждает продажного писаку Бриана, сочинившего на него «компромат», выступить с заявлением: мол, Франсуа не причастен к гибели своего друга. Тот же Бриан станет невольным виновником поимки Франсуа полицией. Отстреливаясь, потеряв любимую им девушку Бернадетту, Франсуа весь свой гнев обращает на братьев Шварц. Только расправившись с ними, он сдастся полиции. Режиссер очень эффектно поставил эту последнюю сцену. Жан-Поль выходил из сарая, в котором прятался, в свете направленных на него лучей прожекторов, словно актер на подмостки. Весьма привередливый критик Марсель Мартен писал в тогдашней «Леттр франсез», что фильм стоит посмотреть исключительно ради Бельмондо.

Но самым большим успехом в этом десятилетии среди фильмов из разряда гангстерских, в которых сыграл Жан-Поль, следует считать «Борсалино» режиссера Жака Дерея. Инициатором постановки был Ален Делон, с которым Бельмондо, как уже говорилось, снимался месте в 1957 году, когда они оба были неизвестными начинающими молодыми актерами, а затем в 1967 году в картине Рене Клемана «Горит ли Париж?». За прошедшие годы оба сделали карьеру. Ален Делон, который еще в 1964 году создал собственную компанию «Адель-фильм», финансировал «Борсалино». Ему нужен был надежный партнер для «убийственного дуэта» в картине. Жан-Полю понравился сценарий, ему симпатичен режиссер, у которого он уже снялся в 1964 году в картине «Хорошим летним днем». Ну, а с Делоном он давно дружит домами. ...В «Борсалино» рассказывается типично гангстерская история. Двое друзей — Капелла (Бельмондо) и Сиффреди (Делон) решают «мирными средствами» захватить власть в Марселе. Для этого им надо столкнуть своих соперников — Поля и Марчелло, чтобы затем на их костях построить собственную «империю». Им это удается. Но друзья не чувствуют себя в безопасности. Особенно остро это ощущает Капелла. Он хочет уехать вместе с Лолой (Катрин Рувель), бросив все. В тот вечер, когда он решается сказать о своем решении Сиффреди, его убивают. Жан-Поль с удовольствием играл такой человеческий характер — жуира, любящего жизнь, женщин (своеобразного «предшественника» Ставиского). Ему нравится ездить в роскошной машине, носить тонкое белье, курить дорогие сигары. Но Капелла лучше, чем Сиффреди, понимает, сколь эфемерно это «благополучие», что за все надо платить. Сиффреди — полная ему противоположность. Это — честолюбец, интриган, для которого главное в жизни — власть и деньги. Такие разные, герои вполне дополняют друг друга. Но с тех пор, как в душе Капелла поселился страх и он боится потерять Лолу, их отношения портятся. Сиффреди подозревает друга в измене их «делу», понимая, что без Капелла его уничтожат. Это понимают и их противники в Марселе. Убрав Капелла, они действительно принудят Сиффреди скрыться. Жан-Поль и Ален Делон составили в «Борсалино» прекрасную пару. Как обычно, раскованный Бельмондо противостоял мрачноватому и замкнутому Алену Делону. Разные актеры, разные люди в жизни, они составили вполне гармоничный дуэт, не изменяя своему привычному имиджу. Зрители были в восторге, получив возможность увидеть в одном фильме двух своих любимых актеров. Коммерческий нюх продюсера Делона сработал, как идеальный часовой механизм. Популярность фильма у зрителей была огромной. В снятом спустя два года продолжении — «Борсалино и Ко» Ален Делон и Жак Дерей задумали повторить коммерческий успех «Борсалино». И тут выяснилось, что без Бельмондо фильм трещит по всем сценарным «швам». И хотя Сиффреди-Делон совершает благородный акт мести за друга, сюжетная ткань картины была лишена «нерва» и столь привлекательного для зрителя юмора. А вот первый «Борсалино» не только моментально покрыл все затраченные на него средства, но и принес немалый барыш продюсеру Алену Делону. И тут разразился неожиданный скандал. Дело в том, что на афише Ален Делон значился дважды. Это выглядело так: «Ален Делон представляет Алена Делона и Жан-Поля Бельмондо в фильме Жака Дерея «Борсалино». Сообщали, что Жан-Поль почувствовал себя уязвленным. Хотя, зная его характер, можно было скорее предположить, что ему на такие мелочи наплевать. «Пари Матч» написал, что Бельмондо якобы подал в суд, требуя снятия афиши, и мешал выпуску картины на экран. Давая интервью этому журналу, Ален Делон был полон горечи, он видел во всем происки своих врагов, которые уже, мол, помешали ему — «такому же национальному продукту, как Бордо и духи Шанель», — получить орден за заслуги в области литературы и искусства. Он говорил, что Париж —злой город, что здесь «радуются, если можно сбросить идола с постамента». О Бельмондо он не говорил впрямую, но делал недвусмысленные намеки. Жан-Полю пришлось поднять перчатку. Он ответил достойно и менее эмоционально. Мол, многие, как и Делон, вкладывают свои средства в кинопроизводство, но не кричат об этом на всех углах, не доказывают, что кино им всем обязано. Состоялся суд, который вынес определение о «несоблюдении договора» и о компенсации за «моральный ущерб». «Но я не получил ни сантима, хотя и дело вовсе не в деньгах», — писал тогда Жан-Поль. Словом, подогретый печатью скандал получился на славу и весьма способствовал рекламе картины. Но... он нисколько не отразился наличных отношениях актеров. В своем интервью журналу «Премьер» в 1995 году Жан-Поль говорил, что между ними с Делоном было только одно недоразумение из-за афиши «Борсалино». «Делон всегда знал, что я никогда не перехвачу его роли, а я — что он не перехватит мои. У нас не то, чтобы была «своя» публика — одни любили его, другие — меня, третьи не любили нас обоих. Мы просто двигались на параллельных курсах. Мы играли разные роли. И всегда оставались друзьями». Однако вместе они больше не снимаются. Только в конце 1996 года появятся сообщения, что актеры собираются воссоединиться в новой картине Патриса Леконта. Но об этом позже. Позволю себе высказать личное предположение. На мой взгляд, так называемый скандал был «договорным» мероприятием, призванным привлечь внимание к новому фильму и, стало быть, «сделанным» не без участия обоих актеров. Он имел только одно последствие, подтолкнув Жан-Поля к осуществлению давно лелеемой мечты: создать собственную кинокомпанию, чтобы быть не только «исполнителем», но и «хозяином» той картины, в которой снимаешься. Его импресарио Жерар Лебовичи давно подталкивал его к этому шагу: «Попробуй, не пожалеешь», — говорил он ему. Так возникла кинокомпания «Серито-фильм», и первый фильм, который Жан-Поль уже финансировал как продюсер, а исполнительным продюсером был его брат Ален, — стал «Доктор Пополь», о котором сказано выше. (Впоследствии кинокомпания стала именоваться: «Аннабелла Продуксиои» — по имени внучки Бельмондо.)