| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS


Marlene Dietrich
содержание

Многие эпизоды «Марокко» стали своеобразными фирменными знаками, с которыми потом будет ассоциироваться легендарное имя Марлен Дитрих: ее появление на палубе окутанного туманом корабля, павильонные «дневные» кадры, снятые в вечернее время, так, что свет самым выгодным образом подчеркивал ее необычное лицо, частое использование раздвижных жалюзи и затененного заднего плана — прием, повлиявший на целое поколение и вызвавший массу подражателей, хотя никому не удавалось добиться точности и убедительности фон Штернберга. Сцены в пустыне снимались на полосе пляжа в Гуадалупе (штат Техас), но столь реалистично, что впоследствии паша Марракеша решил, будто съемочная группа много времени провела в этом городе без его ведома. Интерес представляют и две куклы — «японка» и «негритянка», которые видны в комнате Ами Джолли. Марлен привезла их из Берлина — свои счастливые талисманы, они появятся еще в нескольких фильмах. Съемки «Марокко», как и «Голубого ангела», не обошлись без конфликтов. Хотя Гари Купер был разрекламирован как «главная звезда» фильма, как прежде Эмиль Яннингс, он имел дело с очень сильным партнером — так, на некоторых афишах красовалось: «Марлен Дитрих — это женщина, которую все женщины хотят знать!» Сентенция эта, безусловно, содержала тонко завуалированный двойной смысл. Опекаемая баснословно богатым Кеннингтоном (исполнитель — Адольф Менжу), Эми Джолли работала ме-лодекламаторшей в ночном клубе, пополняя доход хозяина заведения продажей яблок во время выступления. Ее первая песня — хит рубежа веков «Когда умирает любовь» Джорджеса Милланди и Октава Креме, сентиментальная песенка, которую она исполняет, одетая в шикарный фрак и цилиндр, и не совсем понятно, кому адресованы слова — хорошенькой молодой женщине, сидящей в компании богатых завсегдатаев рядом со сценой, или красавцу-легионеру, находящемуся в компании приятелей в прокуренном зале. В финале она выхватывает гвоздику из прически девушки, неожиданно страстно целует ее в губы, а потом кидает цветок солдатам. Этот поцелуй выглядел куда более скандально и смело, нежели та сцена, где Эми и Том целуются на глазах ее поклонника. Я пытался расспросить Марлен о «Марокко», упомянув песню Эжени Баффе, но она холодно отрезала:

— Эту песню я ненавижу. Ты видел снимок, где я вместе с Гари Купером и Морисом Шевалье — в мужском костюме и фетровой шляпе? Фон Штернберг очень хотел, чтобы я выглядела как лесбиянка, — и лишь по его просьбе я исполняла эту песню. «Марокко» нес любопытный отпечаток иронической комедии, особенно в той сцене, где Эми Джолли, подобно Мистенгет, в плюмаже, демонстрирующая ножки, поет «Что я получу за эти яблоки?». Эта сцена была тонкой реминисценцией к «Голубому ангелу» — к тем кадрам, где главная героиня, в чулках с подвязками, мурлычет «Дайте мне мужчину». Сценарий отличался от книги завершением любовной истории между Эми и Томом: легионер предстает перед военным судом за драку, и, хотя пытается уговорить своего командира, он вынужден провести ночь в тюрьме, откуда выходит униженным и ко всему безразличным.

Эми тем временем соглашается выйти замуж за Кеннингтона, однако во время помолвки узнает, что полк Тома направляют Бог знает куда. В финале фильма она бросает последний отчаянный взгляд на Кеннингтона, а потом скидывает туфли на высоких каблуках и уходит в пустыню вслед за маркитантками навстречу неведомой судьбе. Последнюю сцену можно назвать настоящим шедевром. Премьера состоялась 16 ноября 1930 г., Марлей была номинирована на Оскара, хотя награда досталась Мари Дресслер за роль в фильме «Мин и Билл». «Голубой ангел» вышел в широкий прокат 5 декабря, а это означало, что оба фильма в совокупности принесли более 600 ООО долларов. Нет нужды говорить, что затраты окупились сполна. Американские зрители, большинство из которых никогда прежде не слышавшие о Марлен Дитрих, были «сражены наповал» двумя столь разными образами, чего так и не случилось в Германии. Оказавшись на вершине славы, фон Штернберг сразу же начал подготовку второго американского фильма с участием Марлен. Сценарий назывался странно: «Х-27», но когда фон Штернберг сказал Марлен, что это история про проститутку, которая становится шпионкой, а позже предает свою страну во имя любви к негодяю, — она лишь пожала плечами и ответила, пусть, дескать, он один занимается этим делом. Она уже сообщила Рудольфу, что к Рождеству возвращается в Берлин, а там как получится. Из этого следовало, что дом, машина, прислуга, которые обеспечивал «Парамаунт», не говоря уже об обещанном гонораре — 125 ООО долларов за каждый фильм, — значили для нее куда меньше, чем разлука с семьей. Спустя много лет, когда Марлен пела «Wenn der Sommer wieder einzieht» («Когда наконец настанет лето»), немецкая версия «Слегка в печали», возможно, она вспоминала начало своей жизни в Голливуде. Когда фон Штернберг представил сценарий «Х-27» руководству «Парамаунта», его попросили изменить название. Будущий фильм теперь назывался «Обесчещенная», что не нравилось ни ему самому, ни Марлен. Она уговаривала Адольфа Зукора назначить Гари Купера на роль главного героя. Но, очевидно, Гари настолько не переносил фон Штернберга, что как-то раз дело чуть не дошло до драки. Словом, и Зукор, и фон Штернберг единодушно решили, что лейтенанта Кранау будет играть сын английского священника Виктор Мак-Лаглен, бывший боксер, снискавший славу в фильме Лона Чейни «Несвятая троица». Оператор же и аранжировщик музыки были те же, что и в «Марокко», кроме того, Марлен одобрила, что на вторых ролях снимаются такие актеры, как Густав фон Зиффертитц, партнер Греты Гарбо в «Таинственной леди», и Лью Коди, известный своим дуэтом с Эйлин Прингл. Уорнер Оланд был взят на роль генерала фон Хиндау, любовника Х-27.