| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS


Marlene Dietrich
содержание

Среди тех, кто произвел на Марлен сильнейшее впечатление, был французский комик Жюль Рэмю. В Париже как-то раз Ремарк повел Марлен на фильм Марселя Паньоля «Жена булочника» с Рэмю в главной роли, и десять лет спустя она говорила, что это лучший фильм, который она когда-либо видела. Марлен пригласила Рэмю в Антиб, к компании присоединились баснословно богатая Джо Кастерс со своей секретаршей, Джозеф Кеннеди с сыном Джеком. Марлен и Рэмю обсуждали съемки фильма с Габеном и Флоранс Марли, которая была замужем за режиссером Пьером Шеналем. Шеналь только что получил сценарий «Деде Антверпена», где для Марлен были роли, не сильно отличавшиеся от тех, что она играла в фильмах фон Штернберга. Она готова была приступать к работе, но неожиданно раздался звонок из Голливуда, от продюсера Джо Пастернака, который знал Марлен еще по съемкам «Голубого ангела». Пастернак родился в 1901 г. в Венгрии, в отрочестве переехал в Филадельфию, работал на фабрике по изготовлению ремней. Позже, в Нью-Йорке, брал уроки актерского мастерства. Потом на «Парамаунте» был сначала посудомойщиком, а в 1923 г. стал четвертым помощником режиссера. В 1926 г. перешел на «Юниверсал», откуда его отправили в Европу, на берлинское отделение студии, с приходом нацизма вновь вернулся в Голливуд. В первом его фильме — «Три милые девушки» — играла тогда еще пятнадцатилетняя Дина Дурбин, моментально ставшая сенсацией киномира. Пастернак также переделал немецкий фильм «Маленькая мама» в «Мама с дипломом» с Джинджер Роджерсом. Постоянным сценаристом Пастернака был немец по происхождению Феликс Иоахимсон, вскоре, подобно Фридриху Холлендеру, американизировавший свое имя и ставший Феликсом Джексоном. Они с Пастернаком решили сделать ремейк вестерна 1932 г. с легендарным Томом Миксом «Дестри снова в седле», пригласив на сей раз на роль Дестри Джеймса Стюарта, который доселе не сыграл ни одной заметной роли. Когда Марлен узнала об этом, она отказалась сниматься в фильме.

— Ты представляешь, Дэвид? Такой мужчина, как Джимми Стюарт, — в роли бандита, и я — в качестве дешевой проститутки? Вот почему я сказала Джо Пастернаку: благодарю покорно, но вы сделаете из нас посмешище для всего Голливуда.

— Так что же заставило тебя изменить мнение? — спросил я. — Ты же не видела сценария, пока не приехала в Америку.

— Мне сказали, что весь замысел фильма будет изменен. И тогда я переменила решение. Мне нужны были деньги, чтобы вызволить родных из Германии.

— Но ты довольна, что снялась в фильме? — не отставал я.

— Это было очень забавно, — со значением сказала Марлен. — Я научилась скручивать цигарки, и мне понравилось — как это называется в Америке — пускать очередь без остановки, — это вовсе не то, о чем ты подумал.

— А драки?

— О, это просто грандиозно! — воскликнула Марлен. — Грандиозно! Джо Пастернак хотел подогнать образ Дестри под характер игравшего его Джеймса Стюарта. Новый Дестри пил только молоко, был вежлив и обходителен и до конца фильма, казалось, даже не знал, как держат ружье. Таким образом, «мужскую» партию брала на себя Марлен-Френчи (Феликс Джексон выбрал это имя из-за французских пристрастий Марлен) вплоть до финальной сцены, когда Дестри вдруг обретает мужественность, а Френчи умирает у него на руках, закрыв Дестри своим телом от пули недруга. Это был, безусловно, типичный прием голливудского высокомерия: зрителям не дозволялось поверить в очевидную слабость Дестри, да еще подчеркнутую стойкостью Френчи. Нельзя не отметить, что в этом фильме Марлен «умирает» поистине великолепно, даже лучше, чем в «Обесчещенной», — здесь нет ничего от китча. Еще одна великолепная сцена в «Дестри» — драка Марлен и Уны Меркель, — почти импровизация, без репетиции и дублеров, от которых отказались обе актрисы. Джеймсу Стюарту пообещали, что его «разорвут на мелкие кусочки», когда он попробовал разнять сцепившихся дам, вылив на них ведерко холодной воды, — в какой-то момент игра чересчур близко соприкоснулась с реальностью. Следующая за этой сцена, где вопящая разъяренная Френчи выгоняет Дестри из салуна, расшвыряв бутылки, прежде чем ухватить ружье, также весьма примечательна. Через несколько лет Уна Меркель призналась, что после сцены драки она два дня провела в клинике, тогда как Марлен отделалась легкими царапинами. А песни? «Маленький ковбой Джо» никогда не выходила на пластинках, но две другие — «На тебя взглянули» и «Заговорщики», — разве их можно забыть!

— Марлен, — попросил я, — расскажи мне про песни из «Дестри».

— Ты имеешь в виду эти грязные шлягеры? — мрачно ответила она. — Они были еще более чудовищные, чем в немецких фильмах. «Посмотрим, что получится у политиканов... и скажи им, что я жаждала того же». Это же полная чушь.

— Но ты пела ее почти сорок лет, — заметил я. — Должно быть, чем-то она тебе нравилась.

— Сколько раз тебе повторять — я пела то, что нравилось публике. Фильм «Дестри снова в седле», за который Марлен заплатили 75 000 долларов, избавил ее от временного перерыва в работе, которая то ли возобновилась бы, то ли нет, если бы Марлен снялась в «Деде д'Анвер» с Жаном Габеном. «Дестри» завоевал всемирный успех и, по дружному мнению большинства критиков, был признан лучшей режиссерской работой Джорджа Маршалла. С этим фильмом мог соперничать лишь вышедший в 1962 г. «Как был завоеван Запад», сделанный Маршаллом совместно с Генри Хатауэем и Джоном Фордом. Насколько правдиво было утверждение Джо Пастернака о романе между Марлен и Джеймсом Стюартом? Он сказал однажды: «Джимми был простоватым парнем, но стоило Марлен увидеть его, как она была сражена». Одна из версий гласит, что интерес Марлен к Стюарту в немалой степени был вызван тем, что он обожал читать комиксы, — и это не столь уж дико, как кажется на первый взгляд. В 1949 г. Эдит Пиаф призналась, что одной из самых привлекательных черт Марселя Сердана, чемпиона по боксу, была его любовь к приключенческим книгам для подростков — «под этой горой мускулов билось доброе сердце большого ребенка». Во время съемок «Дестри снова в седле» Марлен подарила Джеймсу Стюарту куклу Флэша Гордона в натуральную величину, по словам Джо Пастернака, «в натуральную величину, вплоть до мельчайших подробностей», — и с этого момента между ними вспыхнула страсть.

— Продавалась в Англии книга «Двойная экспозиция»? Нет? Надо тебе попытаться достать экземпляр из Америки. Это очень, очень хорошо. Это книга о знаменитостях, написанная знаменитостями же. Родди Мак-Дауэл собрал все воспоминания воедино. Главу обо мне писал Джимми Стюарт. Глава небольшая, но Джимми удалось сказать многое в нескольких словах. Дэвид, тебе нравится Барышников? Ты когда-нибудь видел, как он танцует?

— Не на сцене. Иногда он напоминает мне американского танцора Гарри Пилцера, о котором я писал в книге «Розы Пикардии». Помимо того, что он великолепно танцует, он еще и замечательно поет, в каком-то смысле вполне мог бы стать преемником Пилцера. А если говорить о балете, я читал то, что ты написала в своей книге о Нурееве...

— Барышников — замечательная личность, понимаешь, он совершенно нормальный. Он восхищается женщинами и любит их и никогда не кичится собой. Он очень хорошо написал о Фреде Астере, Джимми и Родди приходили меня фотографировать. Они хотели напечатать в книге наши снимки - где мы такие, как есть. Пришлось сказать Джимми, что он выглядит ужасно - пивной живот и борода. Тем не менее сама идея замечательна. Люди привыкли к нашим портретам сорокалетней давности

— так нас совсем перестанут узнавать. Когда-то ты спросил, кто главный среди моих любимых мужчин, и сказал, что я могу не отвечать на этот вопрос. Так вот, мой милый, теперь ты знаешь ответ! Мы с Джимми до сих пор очень близки. Я говорила, что он приходил ко мне — бородатый, с выпирающим животом? Это ничего не значит — мы оба состарились. Но мы до сих пор заботимся друг о друге, — ты понимаешь, о чем я. Мы ценим друг друга, Дэвид, и наш первый фильм — один из лучших, где я когда-либо играла. По словам Рамона, Джеймс Стюарт — один из тех, кто специально прилетал из Америки, чтобы встретиться с Марлен (другим был Майкл Джексон), — хотя ему удалось всего лишь поговорить с ней по «уоки-токи» — портативной рации, установленной в ее спальне.