| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS


Marlene Dietrich
содержание

«КОГДА МЫ ИДЕМ СКВОЗЬ СЛЯКОТЬ и холод»

«От «Лили Марлен» меня тошнит — я больше не могу ее слышать».

В конце 1942 г. Марлен пригласили сотрудничать с Управлением стратегических служб* — петь на радио американские песни с немецким текстом, на коротких волнах, которые впрямую принимал Третий рейх. Эта работа в корне отличалась от того, что Марлен когда-либо делала. Песни отбирались очень тщательно, запись шла с такой интенсивностью, что Марлен зачастую просто валилась с ног от усталости. Одиннадцать песен из этого репертуара были записаны в том же году, хотя оставались в памяти до конца пятидесятых — до выхода альбома с немецким текстом «Лили Марлен». Две из них — «Мисс Отис сожалеет» и «Анни здесь больше не живет» — вошли в список любимых песен Марлен.

* Федеральное ведомство США, существовавшее в 1942 — 1945 гг.

Не все песни относились к жанру chanson-rhaliste. «Должна ли я идти?», к примеру, — колыбельная, которую Марлен впервые спела в 1930 г., песня также звучала в некоторых копиях «Белокурой Венеры». Несколько лет спустя ее пел Элвис Пресли, изменив название на «Деревянное сердце». А песня «Кабриолет с бахромой» была полна радости жизни. Я сказал ей:

— Более всего меня удивляет, что у всех песен английские названия.

— Да, — оборвала она. — А я их пела на немецком. Я знаю, что ты дальше собираешься сказать. Могли ли эти песни хоть чем-то повредить Гитлеру? Конечно, могли, хотя сегодня никто уже об этом не помнит. Но мы и не стремились переводить названия. Выступлений на радио, однако, оказалось недостаточно для женщины, оставившей свою страну из-за нацистского режима. Два года она добивалась разрешения от американской Ассоциации зрелищных предприятий для военнослужащих выступать с концертами на фронте в Европе, и в марте 1943 г. ее просьбу выполнили, хотя и задержав еще на целый год в Америке из-за контракта с киностудией. Фильм «Следуйте за мальчиками» — с участием таких звезд, как Вера Зорина и Георг Рафт в заглавных ролях, Мария Монтес, Дина Шор, фильм, где сестры Эндрюс и пианист Артур Рубинштейн «играли самих себя», — преследовал цель поднять боевой дух американских солдат. В одной сцене Марлен появлялась вместе с двумя военными. Второй фильм, «Кисмет», стал одним из наиболее известных. Говорят, что, когда Марлен подписывала контракт на «Кисмет», она согласилась на сравнительно низкий гонорар в 100 000 долларов за этот фильм и другую ленту, которая никогда не была снята. Потом ей предложили 50 000 долларов за фронтовые гастроли. «Кисмет» — это феерическая, красочная фнтазия из жизни древнего Багдада. Марлен играла Джамилю, старшую жену Великого визиря, царившую в гареме. Цензура всячески противилась тому, чтобы с экрана звучало слово «гарем», но оно время от времени мелькало в рекламных проспектах. Партнером Марлен был британский актер Рональд Колмен. Самые эффектные кадры фильма — «экзотические танцы» Марлен, призводившие большее впечатление, чем кадры с танцующей Гарбо в «Мата Хари»... пусть и чуть напоминавшие их. Эта уловка сработала замечательно. Ноги Марлен были покрыты нанесенной в четыре слоя золотой краской, пальцы на ногах — розовым лаком, танцевала она в огромном высоком парике, делавшем ее на четыре дюйма выше партнера. Деятели из Хейз-Оффис запрещали Марлен демонстрировать пупок и требовали, чтобы она надевала телесное трико под легкомысленный наряд из шелка и ни в одном кадре не появлялась обнаженной. Две песни из «Кисмет» в восточном стиле были столь плохи, что она отказывалась их исполнять. В дальнейшем она не пела ни одной «заказной» песни. Ее репертуар составлялся изысканно, словно букет дорогих вин. Уже несколько раз прозвучала по радио написанная Жаном Саблоном «Я ухожу...».

— Когда бы я ни исполняла эту песню, это всегда был мой привет Франции, стране, которую я люблю более всего. Тебе нравятся песни Саблона?

— В твоем исполнении они звучат куда искреннее, — ответил я. — Ты так много сделала для Франции во время войны. Ты рисковала жизнью, так же как Жозефина Бейкер и Эдит Пиаф, именно потому генерал де Голль наградил тебя орденом Почетного Легиона. Марлен знала, что по этому вопросу мы мыслили одинаково, поскольку я люблю Францию не меньше ее. Эстрадная певица Мари Дюба провела начало войны в Южной Америке лишь потому, что была еврейкой. Корабль, на котором плыла Мистенгет, в момент объявления войны пересекал Атлантику и едва избежал торпеды. С того времени великая звезда тайком принимала самое активное участие в Сопротивлении. Жозефина Бейкер, несмотря на слабое здоровье, продолжала сотрудничать с британской Интеллидженс Сервис. Эдит Пиаф пела в Германии, в Сталаге III (нацистском концлагере) перед пленными из Белвилла. Сделав огромную общую фотографию вместе с ними, передала увеличенные одиночные снимки подпольщикам для поддельных документов для пленных, — в результате ей удалось спасти двести человек, помочь им бежать от немцев. Еще одна певица, Люсьенн Бойе, способствовала высадке во Франции большой группы британских парашютистов. В 1965 г., во время «прощального» концерта, Марлен воздала должное всем этим людям и просто всем героям-французам, сказав: «Вы заставили меня плакать. Я восхищаюсь вашим мужеством во время войны и очень сильно всех вас люблю».