| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS


Категория "Стиль" в кино
содержание

Стилевая неоднородность, а точнее изначальный стилевой плюрализм, есть факт современного искусства. Диффузия стилей, установочный стилевой эклектизм, вольные заимствования, свободная апелляция к любым стилевым канонам и образцам, "пиротехнические" стилевые коктейли — все это очевидные тенденции современного искусства и киноискусства в частности. Отсюда актуальность изучения стилевой "реальности" в современном кино. Любая типология нуждается в четких критериях, положенных в ее основу. Наука о стиле, к сожалению, пока их так и не наработала. Следовательно, любое движение в сторону теоретического осмысления самого понятия "стиль", несомненно, все еще актуально и как никогда отвечает насущной потребности кинопроцесса. Реальные причины неразработанности теории стиля в кино заключаются, по-видимому, прежде всего в объективных трудностях исследования, обусловленных спецификой искусства кино и недостаточной разработанностью самой теории кино. Изучение стиля носит преимущественно экстенсивный характер (вдоль "горизонтальных" осей) по линии описательной интерпретации материала, тех или иных стилевых проявлений и признаков, однако вне анализа теоретического ядра самой проблемы и всего сопутствующего спектра теоретических вопросов. Наиболее неразработанным по-прежнему является онтологический аспект: что представляет собой категория "стиль", как стиль формируется и функционирует в кино. Нередко исследования стиля в кино начинаются с их классификаций, при этом забывается, что сама классификация должна быть результатом наработанной теории. В результате допускается смешение принципов различных типов классификации. В основу подобных классификаций весьма часто кладутся не существенные, а вторичные и легко фиксируемые признаки фильмов, что и обессмысливает порой результаты подобных операций. Теоретические аспекты категории "стиль" по-прежнему составляют весьма важное звено в работе по изучению различных стилевых образований, характерных для той или иной художественной практики. Неразработанность категории "стиль", отсутствие ясности в понимании ее взаимосвязи с другими эстетическими категориями, прежде всего с категорией "творческий метод", затрудняет научный анализ не только конкретных произведений, но и ограничивает возможности изучения широких стилевых процессов. До сих пор категория "стиль" так и не получила в киноведческой литературе единообразного понимания. Границы понятия то раздвигались до включения в него моментов содержания элементов тематики, то сужались до стилистики как таковой, до суммы выразительных средств и приемов. При таком субъективном толковании категории изучение стилевого многообразия кино весьма часто страдает описательностью, когда отдельные точные наблюдения над элементами формы не приводят к методологически оправданным сопоставлениям и обобщающим выводам. Необходима точка опоры, выработка принципов стилевого анализа как отдельного произведения, так и обширных стилевых формаций. Отсюда и необходимость более четкого выявления структуры стиля, необходимость представить стиль как некое отношение ряда предварительных выделенных компонентов, достаточно обобщенных, но легко конкретизируемых. Сложность категории "стиль", вариативность ее трактовки связаны с многомерностью и многоплановостью самого понятия. Стиль на философском уровне — понятие не только наиболее общее, но и наиболее широкое: под этим понятием по существу подразумевается весь круг вопросов, которые в эстетической литературе обычно значатся как формальные, "формалистские" или формалистические. Сложность, "неуловимость" категории объясняется тем, что стиль "причастен" к целому ряду других эстетических категорий и находится с ними в динамической связи, являясь не только сущностью, но и отношением (момент и закономерность соотнесения содержания и формы, идеи и изображения, концепции и языка в единстве целого) — отсюда особая трудность и даже неэффективность сведения категории к однозначной схеме, плоской дефиниции.