| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS


Категория "Стиль" в кино
содержание

Кроме того, сложность научного понятия категории кроется и в том, что стиль конструирует единство не только единичных форм, какими являются отдельные произведения искусства, но и обширные художественные формации (направление, течение, школа). Стиль индивидуального и типологического, неповторимого и общего, стиль и метод, стиль и направление, стиль и жанр, стиль и стилизация — далеко не полный перечень реальных проблем теории стиля. В определенной степени развитие теории стиля затрудняется и тормозится несходством исследовательских подходов, их "нестыкуемостью". Как правило, мы имеем дело либо с эмпирическими произвольно-субъективными построениями, либо с отвлеченно-теоретическими абстракциями. В результате возникает некий "теоретический Вавилон", ибо исследователи, занимаясь подчас раатичными аспектами проблемы, ведут дискуссии, каждый на своем языке, не умея, а порой и активно препятствуя выработке общего языка. Как правило, адепты эмпирического анализа весьма скептически относятся к попыткам создания каких-либо универсальных схем и моделей, "разрушающих", по их мнению, живую ткань произведения. Миф "вивисекции" произведения искусства под острием аналитического "скальпеля" часто служит ширмой, прячущей невладение техниками анализа или нежеланием профилированного подробного "вчитывания" в кинотекст, что, естественно, требует определенных интеллектуальных и временных затрат и усилий. В свою очередь, специалисты теоретики также не спешат спуститься со своего Олимпа с целью практической апробации той или иной теоретической конструкции. Нет основания противопоставлять эмпирический и теоретический методы. Современное киноведение одинаково нуждается в обоих исследовательских подходах. Вопрос заключается в их интеграции и необходимости заполнить некий "теоретический вакуум", ибо недостаточность, дефицит теоретических разработок ряда проблем, в том числе и проблемы стиля, очевидны. Связующим звеном между теоретическими и эмпирическими исследованиями традиционно выступает эстетика. Именно на этом уровне, как правило, осуществляется соединение конкретного анализа с теоретическим его осмыслением, однако урок С. Эйзенштейна в адрес эстетики актуален и сегодня: "И как ничтожно мало сделала пока эстетическая наука в овладении средствами и возможностями кино. Об этом можно твердить и твердить неустанно. И здесь не только неумение или недостаток порыва. Здесь часто поражают консерватизм и косность, своеобразный эстетический эскейпизм перед лицом новых, небывалых эстетических проблем, которые ставят перед собой обгоняющие друг друга новые типы технического развития. Надо готовить место в сознании для прихода новых тем и новых явлений техники, которые потребуют новой, небывалой эстетики". Сегодня все чаще раздаются голоса о том, что сама эстетика нуждается в некотором качественном обновлении в связи с необходимостью решать новые задачи. Что же касается киноведения, то здесь реально назрел вопрос о необходимости выработки собственных теоретических моделей и методологических схем, ибо недостаточность теоретических разработок данного направления пагубно сказывается на общем процессе развития киноискусства. Сколь бы ни был ценен и полезен конкретный анализ, какие бы интересные и содержательные работы ни были написаны по тем или иным вопросам кино, без теоретических построений, позволяющих осмыслить различные художественные феномены, уже не обойтись, как не обойтись и без разработки качественного методологического инструментария для гибкого и адекватного анализа текстов любой сложности. Не следует, однако, ударяться в крайность и представлять дело так, будто в этой области все необходимо начинать с нуля. Логично и закономерно, что для большинства мастеров раннего кино, фактически творящих новое искусство, наиболее актуальными на протяжении ряда десятилетий были вопросы, связанные с осознанием внутренних закономерностей искусства экрана и осмыслением его специфики и возможностей. Тем не менее киноведение не оставалось в стороне от решения проблем, которые можно считать общими для эстетики в целом. Уже в статьях и книгах основоположников отечественного кино, помимо решения ближайших первоочередных задач, связанных с осмыслением художественной практики и постижением собственно специфики киноискусства, явно прослеживается особый интерес к выявлению фундаментальных законов, лежащих в основе разных видов творчества, а также базовых понятий и категорий, к которым, несомненно, относятся и интересующие нас категории метода и стиля.