| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS


Категория "Стиль" в кино
содержание

Именно С. Эйзенштейну принадлежит разработка фундаментальных проблем киноэстетики, а также основных принципов исследования специфики природы кино и его выразительных возможностей. Учение о динамической природе произведения искусства, о синтетической природе кинообраза, теория монтажа, теория кадра, теория "внутреннего монолога", размышления о соизмеримости музыки и изображения, музыки и цвета и т.д. — без этого разработанного С. Эйзенштейном крута проблем невозможно себе представить развитие и теоретической мысли кинопроцесса в целом. Наконец, сегодня в свете новых публикаций мы уже можем попытаться проникнуть в лабораторию Эйзенштейновского "метода". Этот труд, составленный великим режиссером в сороковые годы прошлого столетия из статей разных лет, объединенных общей "грундпроблемагикой", представляет огромный интерес прежде всего как фундаментальное исследование средств воздействия кинематографа. Искусство, понимаемое великим художником как могучее, правильнее сказать, магическое оружие преобразования мира через преобразование сознания человека, "заставляет" мастера глубоко проникать в его парадоксальную природу, включающую в себя противоречащие начала — рациональное и иррациональное, логическое и чувственное, аналитически сегментирующее и обобщающее синтезирующее. Именно метод есть та проблема, на которой Эйзенштейн сфокусировался как художник и мыслитель до конца своих дней. И хотя великий мастер не выделял проблему стиля как особую тему исследования, он оставил те теоретические и методологические ориентиры, которые являются подсказками и катализаторами решения целого ряда важнейших общеэстетических вопросов. Проблема стиля возникла на страницах советской кинопечати в 20-е годы, но при этом понятие стиля, как правило, связывалось напрямую с вопросами монтажа. Таким образом, уже на раннем этапе существования кино делается попытка теоретического осмысления его природы, куда включается и вопрос о стиле как актуальном для дальнейшей эволюции молодого искусства. Однако авторы статей сосредотачивают внимание не столько на осмыслении самой категории "стиль", сколько на стилистических функциях монтажа, а также теоретической интерпретации других изобразительно- выразительных приемов. В статье "Проблемы киностилистики" Б. Эйхенбаум пишет: "В вопросе о том или ином стиле фильма решающее значение имеют характер съемки (планы, ракурс, освещение, диафрагмирование и т.п.) и тип монтажа. У нас принято понимать монтаж только как "сюжетосложение", между тем основная его роль — стилистическая. Монтаж — это прежде всего система кадроведения или кадросцепления, это своего рода синтаксис фильма". Именно монтаж, по мнению Эйхенбаума, придает фильму ту или иную "стилистическую окраску", мотивируя чередование параллелей, давая тот или другой темп, пользуясь крупными планами и прочее. Говоря о том, что кино имеет свой специфический язык, Эйхенбаум выделяет основную смысловую единицу сцепления: "кино — форму ", которая есть некий смысловой отрезок (словесный, музыкальный) движущегося материала или "группа элементов, собирающихся вокруг акцентного ядра". Данные "кино-фразы" (а отнюдь не фотографические, не пленочные кадры) и слагаются по Эйхенбауму в "членораздельную киноречь", вступая в связь с соседними "кинофразами" посредством системы кадрирования (монтажа), которая и выделяется исследователем как основная проблема киностилистики. Б. Эйхенбаум подчеркивает значимость момента "мотивировки", перехода от одной фразы к другой, включая мотивировку не только сюжетную, но и логику пространственно-временных отношений, логику темпоритма. В том, как режиссер "ведет" кадры, соединяя один сюжетный момент с другим, Эйхенбаум видит основные стилистические характеристики монтажа и фильма в целом. Отдельно взятый кадр Эйхенбаум соотносит со "словарным" словом, которое само по себе многозначно и неопределенно и получает свой смысл лишь в контексте "лексического" плана: кадр может быть верно осмыслен и "прочтен" лишь в сопоставлении с другими кадрами, при этом "основная семантическая роль принадлежит, конечно, монтажу, поскольку именно он окрашивает кадры, помимо их общего смысла, определенными смысловыми оттенками".