| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS


Категория "Стиль" в кино
содержание

Таков основной вывод теоретических положений Б. Эйхенбаума. Как видим, теоретические построения Бориса Эйхенбаума отнюдь не утратили своей значимости и в наше время. Монтаж как принцип, как тип мышления толкуется исследователем весьма актуально и широко, но, абсолютизируя в какой-то мере монтажный принцип, автор оставляет вне поля зрения другие элементы стиля фильма. Кроме того, Борис Эйхенбаум, видимо, и не ставил перед собой цели исследовать стиль собственно как эстетическую категорию, исключительно сосредоточившись на самой специфике стилеобразования в кино. Вплоть до наших дней исследования велись не столько по линии комплексного изучения проблемы, осмысления структуры стиля фильма, особенностей функционирования категории "стиль" в киноискусстве, сколько но линии идентификации отдельных приемов стиля и классификации фильмов по тем или иным стилевым признакам. Весьма показательна в этом смысле дискуссия, проводившаяся на страницах журнала "Искусство кино" (1978). В статьях многих участников дискуссии можно найти прекрасный анализ фильмов, с массой тонких, интересных наблюдений, но при этом вопрос, что такое стиль, либо затрагивается по касательной, либо трактуется более чем произвольно. Тенденция, прозвучавшая в одной из статей, — уйти подальше от "всеобезличивающей алгебры кинематографической теории", — к сожалению, оказала свое негативное влияние на развитие нашего киноведения в целом. Этим в значительной мере объясняется тот факт, что категория "стиль" фактически так и не получила должного теоретического осмысления (хотя сам термин по частоте употребления на страницах кинопрессы занимает, пожалуй, одно из первых мест). Объектом исследования в дискуссии явился не столько поиск ответа на вопрос, что есть категория "стиль" в киноискусстве, сколько выявление и анализ отдельных признаков стилевой палитры современных фильмов (в частности, дискуссия в целом была сфокусирована вокруг альтернативы "живописность" — "антиживописность). Тем не менее при общем дефиците серьезных теоретических рассуждений и выводов по проблеме ряд статей все же позволил вывести дискуссию на должный теоретический уровень и обозначить данную проблему. Таким образом, в ряде работ разных лет авторы, рассматривая различные аспекты эстетики фильма, так или иначе касались и проблемы стиля в киноискусстве. В настоящее время, как нам кажется, актуальна задача создания теории на абстрактном уровне ("вторичном"), когда исследователь идет от конкретного материала к созданию некой общей универсальной модели. Настала необходимость обогащения собственно киноведческих понятий философским содержанием и теоретической методологией. Цель данной работы — комплексное рассмотрение категории "стиль" на трех уровнях исследования: эстетическом, киноведческо- теоретическом и киноведческо-практическом. Прежде всего стиль исследуется как эстетическая категория, то есть как некая целостность, определяемая законами творчества и внутренней логикой развития искусства. Объектом исследования здесь становится качественная определенность понятия, выявление ее функций и связей, что делает возможным проявить саму структуру категории. Стиль при этом рассматривается как категория многоаспектная, посредством которой объединяется и приводится в действие сложный механизм элементов художественного целого.