| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS


Категория "Стиль" в кино
содержание

Наша цель — отследить механизмы связи категории "стиль" с другими эстетическими категориями (соотношения по "вертикальной" оси), при этом особое внимание уделяется диалектике взаимосвязи категорий "стиль" и "творческий метод". Кроме общей детерминации стиля творческим методом, необходимо вспомнить и обусловленность стиля жанром (стиль как сфера реальности жанровых принципов). В работе рассматривается мысль о решающем значении в построении художественного образа мировоззренческой стороны творчества, ибо именно мировоззрение художника, входя в состав художественного произведения, определяет индивидуальное своеобразие его художественного мировидения, стилевую ориентацию произведения в целом. Обосновывая и развивая те или иные теоретические положения, мы опираемся на критический анализ опыта эстетики, классического искусствоведения и литературоведения (в частности, античную эстетическую мысль, теоретические разработки Кон-Винера и Генриха Вельфлина и др.). Таков первый уровень работы. На следующем этапе (глава вторая) объектом исследования становится непосредственно стиль фильма: его структура, элементы и механизмы действия. Проблема стиля фильма рассматривается здесь в контексте специфики экранного образа, в диалектическом единстве его противоречий. Исходя из синтетической природы экранного образа, стиль интерпретируется как диалектическое единство художественных компонентов внутри режиссерского стиля: рассматривается динамика взаимосвязи стилевых элементов в процессе создания качественно нового целого — фильма. Среди стилеобразующих элементов фильма особое внимание уделяется принципам монтажной и пространственно-временной организации материала как важнейшим характеристикам авторского художественного мышления; прослеживается эволюция взглядов по данному вопросу; намечаются принципы выявления и анализа этих категорий в художественной ткани фильма. Наконец, важной составляющей работы является предпринятая нами попытка смоделировать схему стилеобразующих элементов фильма, а также разработать методологию анализа стилевой концепции отдельного фильма. Предложенная теоретическая модель апробируется в третьей главе работы на материале художественного фильма "Иди и смотри" режиссера Элема Климова. Мы полагаем глубоко оправданным и закономерным исследование проблемы стиля на трех уровнях с выходом на рубежи эстетики или философии, а также на практический материал (то есть за рамки "чистого" киноведения). Поскольку стиль является прежде всего категорией эстетической, это обусловливает необходимость исследования ее на эстетическом уровне, чтобы в дальнейшем на базе осмысленных эстетических результатов проследить функционирование категории в области кино (как в теории, так и на практике). Исследовательский подход, при котором одна наука рассматривается "глазами других дисциплин", является весьма перспективным и для киноведения, поскольку дает возможность избегать произвольно-субъективного использования терминологии, а также способствует более глубокому и всестороннему осмыслению проблемы. Если на киноведческом уровне возможен анализ конкретных произведений, стилевая классификация и т. д., то эстетический уровень предполагает выработку методологий киноведческих исследований, разработку принципов тех или иных классификаций, обеспечивающих корректность самих аналитических процедур. Речь, таким образом, идет не о противопоставлении эстетики и киноведения, а, напротив, об их интеграции и сотрудничестве при анализе такого сложного объекта, каким является, в частности, киноискусство.