| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS


Категория "Стиль" в кино
содержание

ГЛАВА 1 СТИЛЬ КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

"В области искусствоведения, литературоведения и лингвистики трудно найти термин более многозначный и разноречивый и соответствующее ему понятие более зыбкое и субъективно-неопределенное, чем термин стиль и понятие стиля". Понятие "стиль" принадлежит к числу древнейших, обиходных уже для философов Древней Греции. Стиль здесь трактуется как "слог", склад речи, изобразительно-выразительное средство языка. Изучаются всевозможные тропы, фигуры, типы и формы речи. Стиль у греков еще не оформляется в категорию, но используется в своем функциональном, прикладном значении как руководство стилистической практикой. Традиция изучения качеств речи или "идей" восходит к Аристотелю, разработанной им теории стиля ("lexis") и Феофрасту, сочинения которого "О стиле" до нас, к сожалению, не дошли. "Каков стиль, таков характер", — находим мы у Платона. Дионисий Галикарнасский в своем учении о трех типах соединения слов или о трех стилях использует термин "характер" (character), переводимый как "стиль". Уже в самом этом слове акцентируется неповторимость, некое своеобразие — "след" или "царапина" (ср. греч. "charassa" — "царапаю, провожу черту"). Следовательно, в разных видах речи есть присущая только им черта, создающая то, что мы называем стилем. Так, у Дионисия это "строгий" стиль, "изящный" и "средний"; у Цицерона "точный", чтобы "убеждать", "умеренный", чтобы "услаждать", "мощный", чтобы "увлекать". ("Оратор"). Деметрий, основываясь на метрическом строении прозы и ее словесной форме, вводит дифференциацию на "простой", или "скудный", "изящный", или "гладкий", "возвышенный", или "торжественный", "мощный", или "сильный" стили. Указанные четыре стиля соответствуют категориям возвышенного, простоты, гладкости (изящества) и силы (мощи). Важно отметить, что Деметрия интересуют не только эти типы речи, но и их сочетания, не только соответствующее построение (то есть форма), но и подбор слов, то есть мысль, иначе — содержание. Аналогичные идеи мы можем найти и у Марка Фибия Квинтилиана (автор сочинения в 12 книгах "Ораторское наставление"), которого также интересует взаимодействие, взаимопереход стилистических фигур. Однако самое значительное место среди художников-искусствоведов эллинистически-римской эпохи принадлежит римскому мыслителю Витрувию Поллиону, написавшему свой знаменитый трактат "De architecture" ("об архитектуре"). Именно Витрувий создает теорию трех основных художественных стилей в архитектуре: дорического (строгий, не содержит услады), коринфского (отличается нежностью и изяществом), ионического (занимает среднее место, более нейтрален). В своем трактате Витрувий выделяет следующие очень важные для понимания категории характеристики — "соответствие" и "выдержанность". "Храмы Юпитеру Громовержцу, Небу, Солнцу и Луне воздвигаются открытыми или гипетральными. Ибо и образы и проявления этих божеств обнаруживаются нам в открытом и сияющем небе. Храмы Минерве, Марсу и Геркулесу делаются дорийскими, ибо мужество этих божеств требует постройки на храме без прикрас. Для храмов Венеры, Флоры, Прозерпины и нимф-источников подходящими будут особенности коринфского ордера, потому что ввиду нежности этих божеств должное благообразие их храмов увеличивается применением в них форм более стройных, цветистых и украшенных листьями и завитками... А если Юноне, Диане, Отцу Либеру и другим сходным с ними божествам будут строить ионийские храмы, то это будет соответствовать среднему положению, занимаемому этими божествами, ибо такие здания по установленным для них особенностям будут посредствующим звеном между суровостью дорийских и нежностью коринфских построек".