| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS


Категория "Стиль" в кино
содержание

Свойства украшений должны соответствовать назначению постройки, ее цели: если внутренность дома украшена богато, то так же должна быть оформлена и его внешность; если в основе постройки лежит дорический стиль, то в детали не следует вмешивать элементы ионического и т.д. Таким образом, в трудах античных мыслителей нашли место такие важные характеристики стиля, как "неповторимость", "своеобразие", "соответствие", "выдержанность". Именно отсюда прорастает идея понимания категории как некого "единства", "цельности" или "целостности", ибо под стилем подразумевается не простое существование самоценных приемов, но их соответствие. Органическое взаимодействие, подчиненность определенному заданию, именно на принципе соответствия основаны классификации стилей Аристотеля, Дионисия Галикарнасского, Леметрия или Витрувия. В дальнейшем наиболее значимые концепции стиля были выработаны представителями классического искусствоведения, которые в своих стилевых анализах также отталкивались от понимания стиля как некого единства. Так, В. Кайзер, обозревая концепции стиля в буржуазной науке, пришел к выводу, что именно понимание стиля как единства объединяет представителей самых разных направлений. Аналогичный вывод делает и Гери Вильперт. В этой связи необходимо особо отметить работы Кон-Винера и Генриха Вельфлина, хотя и у одного, и другого дефиниция стиля отсутствует, их понимание категории складывается и отрабатывается на основе многочисленных стилевых анализов. Кон-Винер в работе "История стилей изобразительных искусств" делил мировое искусство на "тектоническое" с его целесообразностью и "атектоническое" с его антицелесообразностью, декоративностью. Для Кон-Винера стиль — это гармония целого, согласованность элементов в целом, это логика форм, направленная на разъяснение смысла форм, это единство формы, призванное отвечать своему назначению. Отдавая должное египетскому искусству, Кон-Винер пишет: "В культовых храмах, главным образом в гробницах, объединены все искусства страны. Статуи, рельефы, каждое украшение обусловлены религией и подчинены по содержанию и по форме всецело архитектуре. Так возникло единство стиля, не терпящее никаких отклонений и заключенное в совершенную форму". В согласованности всех частей и подчиненности их целому видит Кон- Винер основной художественный закон: "Реконструкция надгробного памятника Не-узер-ре (5-я династия), сделанная Бордхардом, совершенно ясно говорит нам о наличности в данном случае определенного замысла... Храм мертвых и пирамида также превосходно согласованы между собой. В этом и состоит эстетический закон: "Изящное становится еще угонченнее наряду с тяжеловесным. А массивное проявляется еще энергичнее по контрасту с изящным, потому что одно становится для глаза мерилом другого. Все части строения согласуются с целым". Весьма актуально звучит утверждение Кон-Винера о стиле как специфической логике формы, направленной на разъяснение смысла этой формы. Рассуждая о храме Афины в Эгине, он пишет: "... здесь все находит свое функциональное разрешение, до мельчайшей тонкости. Каждая часть имеет свое определенное значение, причем цветной орнамент усиливает это значение. Он ни в коем случае не является внешним определением, а разъясняет смысл и значение формы, на которой находится. Благодаря орнаменту особенно выделяются главные части здания, опора и тяжесть во всех деталях. С другой стороны, цветной орнамент служит связующим звеном между нижними и верхними частями здания, соединяя их в одно целое. И таким образом, благодаря чувству красоты членение приобретает единство". Такое соответствие элементов стиля и дает основание искусствоведу говорить о своеобразной "стилистической логике". Генрих Вельфлин в своем исследовании "Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве" производит разбор материала по схеме "пяти пар понятий", это: 1) развитие от линейного к живописному, то есть выработка линии как пути взора и постепенное ее обесценивание; 2) развитие от плоскостного к глубинному; 3) развитие от замкнутой к открытой форме; 4) развитие от множественности (Vielheit) к единству (Einheit); 5) абсолютная и относительная ясность предметной сферы. В дальнейшем Оскар Вальцель в работе "Проблемы формы в поэзии" выскажет мысль о возможности переосмысленного перенесения категорий Вельфлина, описанных на материале изобразительного искусства и архитектуры, на искусство слова. Вольфгангом Кайзером в работе "Произведение словесного искусства. Введение в литературоведение" концепция Вельфлина будет оценена как наиболее продуктивная для литературоведческого учения о стиле (аналогичного мнения придерживаются и другие известные исследователи, в том числе и специалисты в области кино). Вельфлин подчиняет все развитие современного искусства двум понятиям: классицизму и барокко, рассматривая их как проявление определенного миросозерцания. Он различает как индивидуальные стили, так и стили, выражающие эпоху (и открывающиеся прежде всего в "устойчивости черт").