| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS


Категория "Стиль" в кино
содержание

Стиль субстанционально пребывает в таких категориях, как форма и содержание, метод, образ, язык, сюжет, фабула, традиция и прочее, но стиль несводим ни к одной из этих категорий. Каковы, например, отношения категорий "стиль" и "форма"? Прежде всего, они несводимы одна к другой, поскольку являются категориями разного порядка. Форма есть способ существования содержания, его внутренняя организация. Можно сказать, что форма — это конкретная структура произведения, создающаяся специфическими языковыми средствами для воплощения содержания. В художественном произведении форма как бы незримо переходит в содержание. О двух субстанциональных аспектах художественной формы рассуждал Гегель: "Содержание есть ничто иное, как переход формы в содержание, а форма есть ничто иное, как переход содержания в форму". Если же говорить об отношениях категорий "форма" и "стиль", то стиль, на наш взгляд, как раз и есть момент соотнесения, "соответствования", "пронизывания" формы содержанием. Болгарский эстетик Зарев справедливо отмечал, что стиль, дабы найти свое отражение в форме, должен был зародиться еще в содержании, и поэтому он не только содержательный и не только технический принцип. Философско-эстетический уровень подразумевает под стилем конкретно- художественный способ выражения определенных эстетических принципов, то есть конструктивно-формальную сторону творчества. Стиль — категория парная, диалектически связанная с категорией "творческий метод", ибо та совокупность идейно-эстетических принципов, которую стиль выражает, и является основой творческого метода. Если через стиль осуществляется конструктивно-знаковая деятельность художника, то в методе воплощено познавательно-ценностное отношение искусства к реальности. Обе стороны неразрывно связаны. Идейно-эстетические принципы в произведении могут быть реализованы только через определенную образную систему, систему изобразительно- выразительных средств, то есть стиль, при этом стиль, как и вся выразительная система, не есть самоцель, но средство, с помощью которого художник выражает свое отношение к постигаемой реальности... В переводе с греческого "метод" (Method) буквально обозначает "путь к чему-либо" — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В специальных философских науках метод трактуется как средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. В основе всех методов познания лежит та или иная реальность. В искусстве мы имеем дело с творческим методом. В нашей эстетической литературе иногда встречается мнение, что понятие "метод" не имеет большой истории, однако категория возникла еще на ранних этапах развития эстетической мысли. Если античные философы еще не использовали термин "метод", тем не менее они активно искали решения методологических проблем. Аристотель, например, выдвигает идею различных способов подражания, зависящих от различных объектов; каждое из подражаний будет иметь различия, соответствующие предмету подражания: "Так как поэт есть подражатель, подобно живописцу или какому-нибудь другому художнику, то он должен подражать непременно чему-нибудь одному из трех: или он должен изображать вещи так, как они были или есть, или как о них говорят и думают, или какими они должны быть". Разумеется, эти рассуждения еще не есть учение о методе, но в них можно найти логику метода, понимаемого как действенный механизм творчества. Особого изучения требует гегелевское понятие о художественном методе. В отличие от Канта, который не принимал художественного метода вообще, противопоставляя искусство науке, Гегель говорил о двух способах художественного изображения — субъективном и объективном.