| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS


Категория "Стиль" в кино
содержание

Субъективный способ, по мнению Гегеля, превращает события прошлых лет в нечто современное, модернизирует, искажает их смысл, доходя до полного уничтожения объективного образа прошлого, подменяя его особенностями своей эпохи. Такого рода субъективность Гегель видит в классицизме французов. Объективный способ — это воссоздание лиц и событий в их исторической реальности. В настоящее время имеется множество формулировок понятия.

Художественное произведение должно включать в себя то, что Энгельс назвал "поэтическим правосудием" (отношение к познаваемой реальности). Моделируя реальность, художник преломляет ее через свой субъективный мир. Оценкой может быть отношение субъекта к объекту. В современных искусствоведческих работах распространены разногласия, касающиеся определения диапазона функций "метод" и "стиль", что является следствием не совсем корректного толкования категорий. Прежде всего, довольно часто как в теоретических работах, так и в работах, носящих конкретно-эмпирический характер, мы встречаемся с подменой понятий. "Стиль" — это эстетическая закономерность, проявляющаяся в художественно-мировоззренческом единстве отдельного произведения искусства, всего творчества того или иного художника или целого направления, течения, школы, которое складывается исторически и определяет как содержание, так и художественную форму". В данном случае категория "стиль" приобретает всеобъемлющий характер, заходя в сферу действия творческого метода. Далее находим: "Стиль не может быть безучастен ни к методу, ни к мировоззрению, ни к национальному содержанию творчества художника. Стиль — высшее единство всех этих категорий, их эстетическая сущность". Вряд ли корректно "возвышать" категорию "стиль" "над" методом или "над" мировоззрением; стиль действительно небезучастен к этим категориям, однако отнюдь не является "сущностью" этих категорий, но призван воплотить то, что заложено в идейно-эстетических принципах метода. Весьма существенные разногласия наблюдаются по проблеме метод — направление, стиль — направление.

Творческий метод, являясь категорией аналитической, то есть своеобразной "духовной технологией", реализуется в произведениях как определенный художественный результат. "И именно на этом уровне, на уровне художественного результата обнаруживаются все те компоненты, которые составляют существо и плоть направления (течения)". Направление — это специфическая форма реализации метода, то есть каждое направление опирается на те или иные идейно-эстетические принципы, присущие тому или иному методу. В этом смысле можно утверждать, что направление и стиль находятся в однотипной (горизонтальной) связи по отношению к методу. При этом стиль выступает как частное по отношению к направлению, то есть по отношению к определенной группировке произведений. То или иное направление может выработать свой стиль, отдавая предпочтение тем или иным изобразительно-выразительным средствам, определенной стилистике. Каждое направление имеет свои устойчивые принципы, и произведения, группирующиеся в направление, несут в себе определенную художественную общность. В зависимости от принятой типологии произведения могут объединяться по разным признакам. Находясь в тесной взаимообусловленной связи, метод и стиль тем не менее не спаяны. Стиль неотделим от метода, и все же он может существовать как некая относительно самостоятельная содержательная форма, ощущаемая во внешних слоях образа: языке, композиции и проч. Изнутри стиль руководствуется принципом, но проявляется вовне в многообразии внешних примет. Гегель писал, что разные качества "проявляются не только как различия и их противоположность и противоречие, но и как согласующееся единство, которое хотя и выдвинуло наружу все принадлежащие ему моменты, все же содержит их в себе, представляя собой единое внутри себя целое". Итак, стиль обладает относительной самостоятельностью, как правило, стиль множественен по отношению к методу. В отличие от метода стиль индивидуализирован, то есть способен проявляться в конкретных чертах своеобразия поэтики в творчестве отдельного художника.

Вот некоторые типы связи категории "метод — стиль":

1. Один творческий метод может реализовываться в разных стилях, стилевых направлениях.

2. Сходные средства художественного выражения могут функционировать в разных художественных методах. К примеру, такие методы, как реализм и натурализм могут использовать сходные выразительные приемы и средства, но при этом мы получаем в результате различные модели реальности.

3. Творческие методы, как и стили, не только сменяются во времени, но и сосуществуют параллельно, так в сегодняшнем мировом искусстве сосуществуют реализм, натурализм, модернизм, постмодернизм и так далее.

4. Можно наблюдать такое явление, как распад метода и перерождение его в стилевое направление.

Подобный феномен мы можем проиллюстрировать примером импрессионизма. В период своего расцвета импрессионизм имел вполне определенную и оформленную идейно-эстетическую платформу, позволяющую судить о нем как о самостоятельном творческом методе. Основная идея импрессионистов — идея универсальности. Их цель выявить постоянство и смысл отношений между людьми и природой и в то же время раскрыть эти отношения как глубоко интимные переживания. Импрессионизм обращался к общечеловеческим основам эмоциональной и зрительной реакции на окружающий мир, достигая синтеза посредством аналитического выражения. В импрессионизме получило воплощение не только то, что видит человек, но и то, как он видит, сам способ зрительной реакции человека на мир приобретал эстетическую значимость. Картина мира, предложенная импрессионистами, пронизана счастьем видеть и ощущать мир в гармонии всех его элементов. При этом сам способ видения вещей становится художественно-выразительным фактором. Соответственно импрессионизм формирует и свою систему художественного зрения, принципы воспроизведения реальности. Однако довольно скоро происходит саморазрушение метода, разрушение его базисных принципов, цельности мировосприятия. Остается лишь визуальное как главнейший принцип художественного выражения. Уже в полотнах Сезанна, Ван Гога, Гогена видение мира превращается в эстетический предмет. Абсолютизация отдельных принципов, отдельных моментов системы импрессионизма, использование приемов и выразительных средств для конструирования иных мировоззренческих концепций приводит к тому, что импрессионизм перестает существовать как творческий метод.