| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS


Категория "Стиль" в кино
содержание

Сегодня мы можем наблюдать интереснейшие явления, связанные с агонией, распадом и мутациями такого метода, как постмодернизм, но это уже материал нашего следующего исследования. Говоря о связи "метод — стиль", следует отметить, что отнюдь не все стилевые приемы органично вписываются в тот или иной метод. В случае привлечения художником средств, чуждых эстетической установке метода, стиль приходит в противоречие с базисом и не только "сопротивляется", но и приводит к "подрыву" метода. Никто не может указать художнику, каким языком ему воплощать свой замысел. Кроме того, художник всегда ищет новые пути, новые формы и стилевые решения. Кинематографическая практика являет собой пример ассимиляции различных стилей, форм и средств художественной выразительности. Одновременно — множество примеров некритической интеграции средств и приемов. Свобода в выборе средств и приемов не должна вести к утрате эстетического своеобразия художественного метода. Само собой разумеется, что оценке подвергается не тот или иной прием или выразительное средство, но совокупность средств и приемов, весь художественный результат. В данной работе мы специально не рассматриваем феномен постмодернистского "письма" с его установочным эклектизмом и прочее, поскольку этой теме посвящена отдельная работа. Процесс смены стилей исторически закономерен. Всякий стиль со временем утрачивает свою новизну и либо впитывает в себя последователей, образуя более крупный стилевой объем, либо растворяется в том или ином направлении. Всякий стиль переживает моменты зарождения, расцвета и упадка и тем не менее не исчезает бесследно, но продолжает функционировать в той или ной традиции. "Искусство действует как экономная хозяйка: не спешит выбрасывать раньше времени старый хлам, кто знает, может, он когда-нибудь и пригодится". Процесс формирования и развития стиля имеет две тенденции: интеграции и дифференциации. Первая характерна для периода складывания стиля. В дальнейшем развитии стиль дифференцируется. Проблема стиля и традиции, новаторства и традиции весьма сложная, сопряженная порой с моментами истинного драматизма. Вспомним отмеченный драматической борьбой и противоречиями период рождения новых стилей времен французского постмодернизма. Как тяжело пробивал себе дорогу "пуантилизм", но если вначале основатель пуантилизма Жорж Сера чувствует себя непонятым и одиноким, то стоит только этой манере приобрести силу, как тут же возникают конфликты и объявления в плагиате. Разумеется, это крайний пример, но он характерен для противоречивой картины борьбы и смены стилей. В период становления и распада стилей весьма часто наблюдается такое явление, как смешение стилей. В свою очередь именно смешение стилей может вызвать его распад. XX век породил множество стилей в искусстве, которые, находясь в активном сопряжении, претерпевали самые сложные, а порой и необратимые трансформации. В том случае, если отдельные стили не выходят за рамки единой стилевой системы, и не противоречат эстетическому базису, мы говорим о явлении стилевого многообразия. Если сложное художественное целое требует использования различных стилистических средств и приемов, заимствованных из других видов искусств, и при этом не разрушается единство целого, имеет место явление синтеза стилей. Следует упомянуть и о множественности стилей и стилевом эклектизме. Множественность стилей (не путать со стилевым многообразием) является, как правило, следствием столкновений, конфликтов разных методов и стилей. Стилевой эклектизм (случай постмодернистского эклектизма здесь не рассматривается) есть подражательное заимствование средств и приемов более сильного стиля. Это явление прослеживается в разные эпохи и в разных искусствах. О стилевом эклектизме можно говорить и в пределах творчества отдельных художников, и в пределах определенных художественных произведений. К сожалению, явление стилевого эклектизма весьма распространено и в кинематографе. Незрелое мастерство при неумении создать нечто свое весьма склонно прибегать к заимствованию, причем, как правило, эти подражания не становятся органичными в чуждой для них ткани фильма. Эклектизм, как правило, сопровождает стили модные, установившие свой приоритет. Например, в свое время стиль "ретро" вызвал исключительный ажиотаж и массу подражательной вторичной продукции.