| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS


Категория "Стиль" в кино
содержание

Весьма распространена, в частности в современном кинематографе, стилизация — целенаправленное подчинение выразительных средств одному из существующих или существовавших стилей (опять же стиль "ретро" — стилизация недавнего прошлого, включающая моменты его эстетизации). Стилизатор исходит из художественной закономерности данного стиля и подчиняет ей все элементы произведения. Стилизация — это всегда определенная степень переосмысления чужого материала, всегда заведомо двусмысленный прием. "Стилизатор пользуется чужим словом как чужим, и этим бросает легкую объективную тень. Ведь стилизатору важна совокупность приемов чуждой речи именно как выражение особой точки зрения. Он работает чужой точкой зрения. Поэтому некая объективная тень падает именно на саму точку зрения, вследствие чего она становится условной. Условное слово — всегда и двухголосое слово". В наше время все еще часто можно слышать о таком явлении, как "стандартизация стиля", что связано с проблемой стандартизации жизни вообще. Едва лишь появилось что-нибудь, безусловно, ценное и живое, как тут же оно попадало в руки соответствующих разносчиков и превращалось в размноженное, унифицированное благо для всех. Именно стиль как внешняя, легко усвояемая форма, оказывался тут очень удобным и стал отделяться... Перед старым поколением реалистов XIX в. появился, таким образом, некий абсолютно незнакомый им, чуждый, средний, общеупотребительный стиль, который захватывал широкую аудиторию читателей и выполнял явно антихудожественную роль... Рядом с ним и вопреки ему стали вырастать ярко личные, собственно индивидуальные стили. Искусство отвечало на наступление автоматизма и проникновение в него механически нивелирующих сил резким подчеркиванием и выпячиванием своей специфичности". Идея стандартизации стилей тесно связана с феноменом "массовой" культуры, о которой написаны сотни книг и статей. Побочным эффектом феномена массовой культуры считается торможение роста эстетического сознания, вульгаризация вкусов и так далее. Возникшая на этой основе теория "среднего" вкуса объясняет эти процессы зависимостью от рынка. Вот что пишет по поводу "среднего" вкуса, нивелирующего личность, Э. Ван ден Хааг: "Общее влияние рекламы состоит в создании широкого общеразделяемого вкуса... Продюсеры не заинтеросованы в снижении вкуса или в удовлетворении скорее низкого, чем высокого вкуса. Они стремятся отвечать среднему образцовому вкусу, который они с помощью рекламы пытаются сделать как можно более соответствующим посредственному среднему вкусу. Предмет массового производства рассчитан не на самый низкий, а на средний вкус". С одной стороны, реклама и средства массовой информации формируют средний унифицированный вкус, без которого невозможно массовое производство, с другой — сама реклама, средства массовой информации якобы и призваны удовлетворить этот средний унифицированный вкус обывателя, чтобы "сбыть" свою "духовную" продукцию. Однако социальный заказ на массовую культуру исходит, разумеется, не от массового потребителя с неразвитым дурным вкусом, но от разработчиков- идеологов, — предопределяющих как качество "культуры", так и качество сознания и вкусов масс. Как точно подметил Абраам Моль в книге "Кич, искусство и счастье", "кич" — это проекция определенных вкусов на художественное творчество, конформистское искусство, свойственное буржуазии эпохи материального процветания. Это не только стиль искусства, но и отношение к нему потребителей". Что касается принципа художественности (его отсутствия), то массовая культура не слишком озадачена такого рода проблемами. Особенности содержания и формы подобного произведения определяются основным его назначением — быть проданным максимальному числу покупателей вообще, или какой-то группе, при этом безразлично, осуществляется ли продажа в книжном магазине, в кинотеатре или через "бесплатную" радио- или телепередачу. Конечно, такой продукции противопоказано все, что может оттолкнуть покупателя тем или иным путем, например идеологическим, нанести ущерб предпринимателям и самой системе. Но этим и кончается налагаемые "жанром" ограничения...".