| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS


Категория "Стиль" в кино
содержание

Аналогичные процессы происходят и в теории искусства. Только в контексте философскою интуитивизма Анри Бергсона, феноменологической экзистенциальной философии и учения персоналистов можно адекватно интерпретировать основные положения кинотеории Андре Базена, который в свою очередь оказал огромное влияние на все мировое кинотворчество — как на иррационалистическую тенденцию, так и на позитивистскую, что нашло свое отражение и в определенных стилевых концепциях. Так, если позитивисты взяли на вооружение стремление к констатации факта, к изображению жизни в формах самой жизни, то иррационалисты пошли по пути филигранного психологизма с его интересом к критическим состояниям человеческой души. Сильнейшее влияние на многие установки современного кино оказала и феноменологическая философия. "Жизненный мир", "мир непосредственной жизни" (lebenswelt), "изначальные интересы сознания", стремление открыть путь к подлинному человеку через фиксацию его сугубо субъективных переживаний — таковы характерные идеи этого философского направления. Именно здесь можно искать истоки так называемого метода интроспекции, подробного описания человеческого сознания, отсюда и характерная стилистика такого рода психологического фильма с его отказом от логики жизни и развития действия, пренебрежением к нарративности, спрямленной сюжетности и направленностью на рефлексирующее сознание... Связь между философской мыслью и творчеством осуществляется на разных уровнях: содержательном, формальном, стилевом, языковом. В произведении искусства нет графически очерченных границ между отдельными компонентами. В нем доминирует единство стиля, непрерывность "течения" стилевой концепции, стилевая целостность, если даже она реализуется как дискретность, разрыв, зияние, лакуна. Стиль не имеет внешних границ, как не имеет и внутреннего автоматизма. Стилевые концепции не только отражают то или иное мировоззрение, но и содержат в себе собственный мировоззренческий элемент, соотносимый с общим мировидением, порой активно вторгаясь в него. Нередко в стиле реализуются взгляды, отличные от умозрительного метахудожественного мировоззрения художника. Художник может преодолеть собственное ограниченное мировоззрение, преломляя его через свое художественное мышление (отсюда, разговор о противоречиях в творчестве таких крупных художников, как Толстой или Бальзак). Стиль в искусстве не просто отражает, но и определенным образом моделирует мир, и эта модель мира — форма его художественного постижения. Искусство, моделируя внешний мир, как бы соотносит его с миром внутренним. И в этой соотнесенности миров выявляется отношение художника к постигаемому материалу. В этом смысле стиль — отражение не только внешней действительности, но и действительности мысли, сознания. Стиль в произведении сложно определен мировоззрением как идеологической структурой и художественным мировоззрением, как структурой эстетической, с включением в это двуединство социальных, психологических и даже психофизических моментов. Способность к эмоциональной восприимчивости должна быть призвана необходимым условием художественного творчества и неотъемлемой чертой художественного таланта. Великий физиолог И. Павлов делил всех людей на художников и мыслителей и давал психофизиологическое обоснование этому делению. Но фундамент творчества всегда направленное плодотворное мышление. Всегда интеллектуальный акт высочайшего напряжения. Великие произведения искусства характеризуются прежде всего величием воплощенных в них идей, тому примеры — шедевры мирового искусства. Стиль, таким образом, выражает не случайные черты, но мировоззренческую сущность творчества художника, логику соотнесенности, взаимопроникновение идейности и образности, содержания и формы в едином художественном целом… Эволюция стилей вела от созерцания и рефлексии к логическому типу мышления. Так, в искусстве 70—80 годов (в частности в кинематографе), отчетливо проявлялись тенденции, связанные с интеллектуализацией и психологизацией образа. В целом ряде работ наметилась попытка свести целый ряд стилевых концепций к психологизации как генеральной тенденции, однако чистый психологизм вне сцепления всех художественных компонентов не может исчерпать стиля, хотя и может стать стилевой доминантой отдельного произведения или целого направления. Попытка же свести все многообразие поисков в искусстве к психологизации явилась ошибочной. Стилевые потоки искусства не давали для этого достаточно оснований, ибо отнюдь не сводились исключительно к заданному психологизму как сущностному признаку. Это лишь отдельная сторона, частное проявление стилевого многообразия. И хотя за последнее время психологизм претерпел качественное переосмысление, он все же не стал главной тенденцией стилевых поисков современного искусства, а остался одной из его тенденций. Другая тенденция — тенденция интеллектуализации искусства. Интеллектуализм в искусстве — это система, основанная не на интеллектуальном диалоге или рассуждении, но на особом типе структурной соотнесенности художественных компонентов. Сюда можно отнести такие конструкции, как "поток сознания", литература "абсурда" (антиинтеллектуализм как форма интеллектуализма), мифологический поток и т.д.