| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS


Категория "Стиль" в кино
содержание

Жанр — это требование точности и специфичности в интерпретации жизненного материала. Владимир Пропп справедливо заметил, что принадлежность к жанрам — не формальная особенность произведения, она определяет его художественную ткань. Для специфики жанра характерны вопросы: какая действительность отражена в произведении, какова ее оценка и какими средствами она выражена? Человек не в состоянии отразить все свойства мира, который всегда будет неизмеримо богаче, много образнее наших представлений о нем. Поскольку субъекты активно взаимодействуют с реальностью, возникает возможность отражать ее в разной форме. Какие бы причудливые образы ни создавал художник, корни их находятся в самой реальности, но формы и способы трансформации, преображения, символизации реальности в сознании творца произведения искусства всегда различны. Реальность порождает не жанры, но необходимость их поисков. Жанровые формы, качества и признаки опосредованы реальностью и соотнесены с предшествующим опытом искусства. М. Бахтин замечательно определил жанр как творческую память в процессе литературного развития. Замечательный ученый справедливо полагал, что жанр не только возрождается, но и обосновывается на каждом новом этапе развития искусства, в каждом индивидуальном произведении. Исследователь связывал жанр с завершенной художественной системой, когда жанровые признаки явлены в стиле, а сам стиль трактуется как канон. Следовательно, жанр придает произведению структурную определенность, усиливает его коммуникативные возможности. Мы рассматриваем жанр как внутреннюю форму отражения с подчеркиванием момента активности художника. О. Фрейденберг называла жанр "системой смысла", Г. Вагнер — "содержательной формой", в обоих случаях подчеркивается формообразующая роль жанра как его основная функция. В этом качестве жанр выступает как определяющий момент выработки стиля внутри художественного произведения. Как внутренняя форма жанр присутствует в любом виде искусства. Его конкретная функция состоит в эстетическом отграничении материала в сознании художника. Художник обращается к жанру, как некой модели, своеобразному канону. Жанр выступает как эстетическая мера, как критерий для отбора и интерпретации материала. Однако в пределах этой меры в разных канонах — своя степень свободы. И именно в стиле произведения жанр как форма отражения получает свою эстетическую завершенность. Таким образом, можно сказать, что стиль является сферой реализации жанровых признаков (связь по "вертикали"). Если говорить о художественном произведении как определенном "образе мира", то стиль будет являть собой тип создания, конструирования этого образа при этом идейно-эстетические установки предопределяют принцип отбора и комбинации элементов той или иной реальности, трансформированных в образное обобщение.