| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS


Категория "Стиль" в кино
содержание

Как и любое выразительное средство, монтаж — категория, производная от драматургии фильма, от замысла художника, определяется стилевой концепцией фильма и, в свою очередь, входит в эту концепцию как активный стилевой компонент. Современное состояние кино требует осмысленного отношения к монтажному принципу, требует монтажа концептуального, мотивированного, соотнесенного со стилевой, идейно- образной концепцией произведения. Одной из важнейших сфер своеобразия стилевого авторского мышления является сфера пространственно-временной организации материала. Мы воспринимаем кинематографический образ в его пространственно- временных параметрах, входящих в его содержание и обретающих эстетическую выразительность. Включаясь в структуру образа, они становятся исключительно активными стилеобразующими элементами. Категории "пространства — времени" являются сферой воплощения художественного замысла, доминирующим принципом организации материала в стилевой системе фильма. Пронизывая все звенья художественного процесса, пространство и время получают в каждом конкретном случае свое специфическое воплощение, ибо художник, реализуя замысел, строит свое концептуальное художественное пространство — время, становящееся сферой существования авторской идеи. В восприятии и осознании пространства — времени преломляются мировоззренческие принципы художника. На этом уровне организуется способ расположения переживаемого, осмысляемого и оцениваемого жизненного материала, выстраиваются, упорядочиваются элементы произведения. Кино, преодолевая разрыв между изображением пространства и времени, создает свое особое "кинопространство" и "киновремя". Представление человека о пространстве исторически изменчиво, динамично. Пространство средневекового человека — точка зрения бога на мир и человека на бога, то есть — вертикаль. Оно двухмерно, и точка зрения эта метафизична. Искусство, в свою очередь, отражая это понимание пространства, осуществляется также через вертикаль, являющуюся стилевой доминантой готики. Новое представление о пространстве несет ренессанс. Меняется точка зрения, и человек созерцает уже не бога, а себя. Эта точка зрения знаменует акт познания себя. Она реалистична. Пространство обретает трехмерность, и человек ощущает себя его полноценным хозяином. Тициан совершает открытие внутреннего пространства человека, и это позволяет ему выявить и гениально смоделировать человеческую неадекватность (его папа — убожество, а отнюдь не идеальный старец). Тщетно искать пространство в полотнах голландских мастеров XVII в. В их картинах нет конфликтов, нет динамики внутреннего "я", нет страстей и беспорядков, как нет и ощущения пространства. Интерьер замкнут. Мышление голландского мастера — это полное довольство собой и его свидетельство о боге, чистота, опрятность — от бытовой до космологической. Но косность порождает активность, и гениальный Рембрандт осуществляет мощный прорыв, наполняя свои полотна и внутренним, и историческим пространством. Пространство современного человека соткано из противоречий. Это пространство неизведанных глубин человеческого "я" и неизведанной бесконечности космоса. Человек стремится овладеть этими пространствами, и это его стремление драматично. Один из излюбленных мотивов современного кинематографа — мотив дороги с ее неожиданными открытиями, потрясениями и разочарованиями; другая тенденция — многочисленные попытки раскрытия внутреннего пространства человека на уровне новых представлений. Сознание современного человека бывает порой рефлексивно, он живет "в разрыве", неадекватен себе: отсюда фрагментарность, раздробленность внутреннего пространства или мотив его непознаваемости. Для современного кино присуще стремление предельного обнажения внутреннего пространства человека, препарирования самых затаенных изгибов человеческого "я", стремление вскрыть и выразить пространство подсознания. Пространство фильма не тождественно реальному, хотя аналогично ему.