| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS


Категория "Стиль" в кино
содержание

Наиболее распространена форма прямой временной последовательности — эллиптическая (сохраняется принцип движения времени от прошлого к будущему с интервалами той или иной протяженности). В кино широко используются такие приемы, как "концентрация", "сжатие", "субъективация" и "психологизация" времени. Распространенным приемом является ретроспекция, а также воспоминания или опережения. Предельный вид модификации времени — введение нереального времени (и пространства), фантастическое их смещение, где утрачиваются причинно-следственные связи между ними (так, в абсурдистском искусстве вообще исчезает логика образного развития, время и пространство принимают абстрактную форму). Сложное сплетение сюжетного, мифологического, исторического и субъективного времени персонажей, порой в сочетании с авторским внесюжетным временем сложно развертываются в художественное полотно, подчиняясь общей логике художественной идеи. Очень часто движения времени не совпадают, они текут в различных направлениях, образуя полифонию смыслов. Кино дало возможность развить такую форму пространства и времени, как динамическая статика. Подобное явление, статичное лишь во внешнем выражении отражает большую сконцентированность художественного времени и наделено богатым смысловым потенциалом. Художественное освоение мира во многом идет по пути углубления исследования времени, и если человек фатально ограничен во времени как существо биологическое, то его творчество всегда попытка познать и преодолеть время. Искусство стремится схватить не просто временные интервалы, но и передать динамизм времени, диалектику прошлого, настоящего и будущего, объективного и субъективного времени. Наблюдаемые в современном кинематографе усложнения пространственно- временной структуры создают большие трудности при анализе произведений. Здесь возможно выделить два аспекта: а) выявление типологии использования пространственно-временной организации в создании целого; б) выявление внутренней структуры пространственно-временных отношений в данной стилевой концепции произведения. Необходимо проследить характер и форму сцепления времени авторского, сюжетно-событийного, контекстного, исторического, фантастического и т.п. Важно обнаружить в структуре произведения не столько сами эти пласты, сколько способы перехода от одного к другому, критическую точку отсчета, прерывания естественного хода, снятия плавности при сохранении пластичности. Эти внезапные модуляции, трансформации и служат указателями, доминантами, характеризующими поэтику произведения, стилевую концепцию. Прежде чем перейти к теоретическим и методологическим обобщениям, рассмотрим некоторые концепции по интересующей нас проблеме.