| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS

Современные системы дымоудаления и вентиляции делятся на статические и динамические


Категория "Стиль" в кино
содержание

«ПРОЗРАЧНЫЙ СТИЛЬ» В КОНТЕКСТЕ «ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ» АНАРЕ БАЗЕНА

Стиль, о котором ведет речь А. Базен, он иногда называет "нейтральным", "чистым", "реалистическим" и в целом характеризует его как "идеальный", то есть более всего отвечающий назначению и смыслу кино. Характеризуя стиль как "прозрачный", Базен ссылается на высказывания А. Жида и М. Дю Гара о романтической прозе, которая, по их мнению, стремится к самой "нейтральной прозрачности так, чтобы между сюжетом романа и сознанием читателя не было никакой окрашивающей или преломляющей среды". По Базену, "идеальный" стиль — это "целая эстетическая система, которая существует, будучи невидимой" или стиль с "минимальным коэффициентом преломления", почти тождественный технике повествования. Это — "нулевая точка отсчета" или "идеальная система, эстетическая иллюзия действительности — никакого кино". На первый взгляд, речь идет о "снятии" стиля, а параллельно и о "снятии" режиссуры. Это дало повод ряду исследователей утверждать, будто Базен низводит к нулю роль автора — творца. На самом деле речь идет об особом качестве режиссуры, особом мастерстве художника. "Прозрачный" стиль, по Базену, — это стиль, сквозь который выступает "сама реальность", отсюда и этическая установка "на скрупулезную верность реальности". Реалистической Базен называет "всякую систему выразительных средств, всякий метод повествования, стремящийся воспроизвести на экране действительность как можно полно". А поскольку "реализм в искусстве может строиться только на искусственных приемах", существуют и разные способы воспроизведения действительности. Базен различает реализм "истинный" и "ложный". Первый — интуитивен, второй возникает из абстрактных логических построений. Базен опирается на антиномию Бергсона — "интуиция — интеллект", где интеллект трактуется как "игры ума", дающие лишь частичные знания о предмете, и никогда — суть предмета, в то время как интуиция — это "род симпатии", посредством которой можно перенестись внутрь предмета, "вчувствоваться" в него, чтобы слиться с тем, что есть в нем единственного и, следовательно, невыразимого. Из тезиса об "истинном" и "ложном" реализме вытекает другое важное для понимания концепции Базена положение о двух противоборствующих тенденциях в режиссуре: между теми режиссерами, которые верят "в образность", и теми, которые верят "в реальность". Именно здесь источник, откуда формируются две эстетические схемы, два "стиля", соответствующие двум режиссерским позициям. Для режиссеров, верящих в образность, характерно стремление усилить реалистичность произведения путем "добавления действительности", при этом, как правило, все коррективы действительности ставятся на службу определенному абстрактному тезису, который существует "априори" (все остальное уже достраивается согласно схеме). В своих фильмах такого типа режиссеры не столько "показывают" что-либо, сколько "доказывают". Для них характерна повышенная "активность" в использовании характерных средств, очень часто — "зло- употребление" этими средствами, и в первую очередь монтажом, основанным на принципах дискретного мышления, влекущим за собой дискретность времени, сокращение "квантов длительности", увеличение степени условности времени. Режиссер, пользующийся абстрактными построениями, стремится перекроить реальность согласно собственным целям и представлениям, следовательно, искажает ее и, искажая, выдает за реальность. Такая позиция, по мнению Базена, безнравственна по отношению к зрителю. В структуре, характерной для "прозрачного" стиля, авторский тезис как бы полностью растворяется в самом принципе организации материала. В фильмах этого стиля доминирующим элементом выступает "случайное", непреднамеренное развитие действия (ибо "цель состоит не в создании зрелища, которое казалось бы реальным, а, наоборот, в превращении реальности в зрелище — идет по улице человек, и зритель поражен красотой идущего)". Несмотря на то, что персонажи фильмов никогда не используются для доказательства социального тезиса, "тезис выявляется во всеоружии и с тем большей неопровержимостью, что привносится якобы дополнительно. Не фильм, а наш разум сам выявляет и выстраивает его...". Для "прозрачного" стиля характерен прежде всего "невидимый" монтаж, основные принципы которого исходят не из абстракции, а из целостного события. Это событие дается как некий "факт", как "фрагмент необработанной реальности", который сам по себе неоднозначен и множественен, и смысл выводится благодаря другим "фактам", связь между которыми устанавливается — апостериори. Принципы "невидимого" монтажа соответствуют, по мнению Базена, идеалу художественного повествования, совпадающего с истинной непрерывностью самой реальности. Такой монтаж призван приблизить изображение к "длительности" в духе Бергсона, то есть быть ориентированным в сторону расширения, укрупнения "квантов" длительности, приближения кинематографической длительности к длительности реальной с соблюдением истинной длительности самого события. Отсюда и особенности стилистики, такие, как уменьшение до минимума числа планов, тенденция совпадения плана и эпизода и прочее. Кроме того, для техники "прозрачного стиля" характерен такой прием, как "глубинное построение мизансцены", способный придать кадру многозначность, свойственную самой реальности, и тем самым, приблизиться к целостному событию. Таким образом, "прозрачный" стиль требует "минимума мизансценирования", минимума деформирующего воздействия оптики, "нейтрального" или "честного" освещения, честного использования неподвижной камеры, свободного входа и выхода людей в кадр и из кадра и т.п. (как ни удивительно, но именно эти же требования лягут в основу нашумевшего документа Ларса фон Триера "Догма", составленного много лет спустя и скорее всего совершенно независимо от изучения трудов Базена, но это лишний раз доказывает значимость теоретических положений французского исследователя и в исторической перспективе).