| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS


Категория "Стиль" в кино
содержание

"Завороженность" кино реальностями разного порядка есть серьезное доказательство в пользу подмеченной еще ранними теоретиками особой "сновидческой" природы кино. Итак, кинематографическая реальность, на наш взгляд, не является ни чистым фрагментом действительности, ни чистой иллюзией. Кинематографическая реальность — это результат сложного диалектического отражения, включающего моменты условности, интерпретации исследуемой, осознаваемой и отражаемой реальности (причем как "внешней", так и реальности "внутренней"). Акцент на фотографической природе кино привел к смещению понятий "реалистичности" и "реализма"; именно близость кинематографической реальности формам самой жизни очень часто принимается за основную характеристику в пользу реализма. Реалистичность кинематографического языка, на наш взгляд, действительно является глубоко органичным и доминирующим свойством этого вида искусства; проблема в том, что сегодня качественно изменилось само понятие "реализм", из которого ушел или почти ушел незыблемый императив "объективного", то есть "правильного" отражения действительности. Реальность сделалась многоликой и "реализм" как метод явно сдал позиции, уйдя на время в тень или, по крайней мере, набросив на себя мантию реализма "мистического". Реализм как метод в прежнем толковании сегодня фактически исчез, оставив после себя стилевую "реалистичность", некую узнаваемую форму, через которую сегодня проводятся и реализуются самые разные, порой откровенно фантастические сюжеты. Реалистичность — это внешний абрис, закономерная форма художественного освоения явления, в то время как реализм — это движение к пониманию сущности явления. О критериях реализма как традиционно понимаемого метода лаконично высказался Б. Брехт: "Все формальное, что мешает нам дойти до сути социальной причинности, нужно отбросить; все формальное, что помогает нам дойти до сути социальной причинности, надо привлечь". Лишь глубокий анализ связей и причин может открыть нечто большее, то, что лежит за авансценой явления. Сегодня можно говорить не столько об исчезновении представления о реализме как методе, позволяющем адекватно отражать объективную реальность, сегодня следует говорить об изменении самой этой реальности, ее физических, а также философских, эстетических и художественных параметрах. Авторское субъективное начало, авторский стиль проявляется в произведении прежде всего в способе реализации художественного замысла через отбор выразительных средств, через отношение к снимаемому объекту. Изображение реальности всегда субъективно, ибо между реальностью и произведением всегда стоит художник со своим отношением к этой реальности. Кино без автора — беспорядочный строительный материал, хаос. Точно так же невозможен и уход в чистую иллюзию, ибо в "текстуре" самого фантастического, самого "иллюзорного" построения всегда "просвечивают" контуры узнаваемого мира. То, каким образом, какими выразительными средствами пользуется художник для организации реальности, выявляет своеобразие его стиля, но то, как художник эту исследуемую и воспроизводимую реальность мыслит и толкует, указывает на его творческий метод. Эстетическая ценность произведения определяется, прежде всего, единством художественного и идейно-образного содержания, то есть концептуальной целостностью текста.