| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS


Категория "Стиль" в кино
содержание

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

1. Киноискусство — искусство синтетической образности, где находит свое выражение диалектика коллективного и личностного. Отдельные виды искусства — не просто слагаемые, на которых механически строится образ; кинообраз — это новое эстетическое целое, в котором все составные части, взаимодействуя и мутируя, приобретают новые качества, отражая и неся в себе черты нового целого. Каждый соавтор картины обладает собственным стилем, но стиль фильма — это целостность иного порядка, где отдельные элементы изолированно не существуют. Проблема стиля фильма — проблема взаимодействия художественных элементов, которые, с одной стороны, обладают относительной самостоятельностью, но с другой — уже не существуют изолированно в новом эстетическом целом. Сегодня актуальны утверждения о "гетерогенной" природе кинотекста, когда входящие в состав фильма компоненты других искусств "избегают" полного синтеза, не "растворяются" до конца, но сохраняют и поддерживают ощутимую автономность, так, в "Зеркале" Андрея Тарковского не только поэзия, но и живопись, и музыка заявлены вполне автономно, структурируя целостность и единство более высокого концептуального порядка. Понимание кинотекста как гетерогенной системы, на наш взгляд, необязательно противоречит положению о "синтетичности" языка кино, а вносит свои любопытные и существенные коррективы, открывая возможности для новых теоретических размышлений и расширяя художественные горизонты языка кино. 2. Кино — искусство техническое, где влияние техники распространяется на саму специфику искусства, его структуру и эстетику. Мобильность и изменчивость форм и приемов экранной экспрессии есть реальность и закон искусства кино. Формирование стилевой концепции фильма осуществляет поэтапно:

а) создание драматургической основы фильма — киносценария;

б) работу творческого коллектива в досъемочный период, выработку пластического эквивалента сценарного материала; творческую разработку общей стилевой концепции фильма;

в) съемочный и монтажный периоды: создание цельного экранного образа, реализацию стилевой концепции фильма.

3. Реализация стилевой концепции фильма — это насыщение формальных систем внутренним художественным смыслом, исходящим из художественного задания целого, это поиск единственно адекватной для данного произведения стратегии — процесса и результата одновременно. Логика стиля — доказательство "истинности" целого, органичности художественной структуры концептуальному заданию.

4. Организация разнопорядковых художественных элементов в единое эстетическое целое принадлежит режиссеру. Условно можно выделить следующие элементы стиля фильма:

•драматургическое стилевое начало;

•изобразительный ряд (осмысление материала оператором-постановщиком и художником-постановщиком);

- звукоряд (осмысление материала композитором и звукооператором);

- актерские решения;

- "образ автора" как режиссерская стилевая концепция и ее воплощение:

а) в монтажной структуре фильма;

б) в пространственно-временной структуре;

в) в ритмической структуре.

Стиль — это единство элементов художественного целого, закономерность сопряжения всех выразительных средств, некоторый заданный модус, направленный на решение общей концепции произведения.

Стиль — это способ структурирования художественного содержания (понимание стиля как единства выражения опирается на внутреннее единство самого содержания, и представляется глубоко оправданным). Стиль — есть категория, пронизывающая все элементы художественной формы. Тенденция и стабилизация формирует стилевой закон, внешне конкретно проявляющийся в целостности произведения. В стиле живут и развиваются, порождая друг друга, содержательные и формальные аспекты произведения. Анализ стиля — анализ этого единства...