| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS

Предлагаем создание видеороликов на английском языке, озвучка диктором.


Категория "Стиль" в кино
содержание

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

СТИЛЬ — УРОВЕНЬ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ

Категория "стиль" является одним из коренных понятий искусства. Спор о границах категории прослеживается на всем протяжении эстетики (при этом не важно, оформляется ли понятие в категорию или складывается из эмпирических анализов) и объясняется неизменным интересом исследователей к различным аспектам бытия художественного произведения. Диапазон этих споров — от стилевого релятивизма Хаузера ("стиль" — "фикция") до крайних формалистических утверждений, полагающих, что стилистические проблемы исчерпывают искусство. Стиль на эстетическом уровне — понятие не только наиболее общее, но и наиболее обширное, под которым мыслится всеохватное целостное представление об уникальности художественного мира, включающего в себя и смысл, и неповторимую специфическую форму произведения, отличную от внутренней неповторимости других произведений (то есть, весь круг проблем, которые в эстетической литературе значатся как формально-стилистические). Это объясняется тем, что стиль связан практически со всеми аспектами произведения и проникает во все его уровни, элементы, пласты (целостно- объединительная функция стиля), то есть представляют собой ту "энергетическую" силу, которая приводит в действие и объединяет массу художественных элементов. Отсюда причастность стиля к целому ряду других эстетических категорий, с которыми стиль находится в диалектической связи. В произведении система формы переливается в систему значений, а система значений воплощается в формальные уровни стиля. Стиль, таким образом, является не только сущностью, но и отношением (момент и закономерность соотнесения содержания и формы, идеи и изображения, концепции и языка в единстве художественного целого). Но стиль несводим ни к одной из этих категорий (отношения строятся по "вертикальной" связи). При этом стиль конструирует единство не только одномоментных единичных форм, какими являются отдельные произведения искусства, но и обширные художественные формации — школы, течения, направления (отношения по "горизонтальной" связи). Соотнесенность, взаимодействие этих сущностных признаков стиля, многоплановость и многослойность категории делают невозможным сведение ее к строгой абстрактной схеме или единой исчерпывающей дефиниции. Стиль — категория парная, диалектически связанная с категорией "творческий метод". Философско-эстетический уровень, как мы уже отмечали, подразумевает под стилем конкретно-художественный способ выражения определенных идейно-эстетических принципов (то есть конкретно-знаковую сторону творчества), в то время как в методе воплощено познавательно- ценностное отношение искусства к действительности. При этом связь категорий такова, что идейно-эстетические принципы в произведении существуют не иначе, как через определенную систему образности, систему изобразительно-выразительных средств и приемов (стиль). И отдельные художественные приемы, и средства только тогда обретают эстетическую ценность и целостность, когда художник с их помощью выражает свое отношение к той действительности, которую он познает. Так же, как само произведение является результатом сцепления, взаимодействия реальности и творческого преображения, так и стиль — целостно-объединительный механизм художественной системы — имеет как бы два уровня: внутристилевые компоненты и механизмы и "внестилевые" компоненты и механизмы, определяющие бытие стилевого аппарата, обслуживающие продуцирование художественного смысла. Идея, творческий метод выступают в качестве исходных определяющих факторов (в качестве "духовной технологии"), в то время как стилевые особенности и признаки — в качестве производных, определяемых. Находясь в тесной взаимосвязи, метод и стиль тем не менее не спаяны, ибо стиль обладает относительной самостоятельностью (некоторые типы связи этих категорий освещены в работе). Категория "стиль" включает в себя организующую и объединяющую функции. С одной стороны, вне стиля как совершенно определенной, конкретно-материальной формы художественного видения нет художественного произведения (все качества произведения находятся под влиянием образующего воздействия доминанты конкретного стиля), с другой стороны, стиль обеспечивает связь между такими категориями как "пространство — время, действие" и т.д. Организующая и объединяющая функции стиля лежат в основе своеобразия как отдельных произведений, так и различных стилистических и стилевых формаций. Кроме общей детерминации творческим методом, стиль, как мы уже отмечали, подчинен и жанровой детерминации, при этом стиль является сферой реализации жанровых признаков (то есть связь категорий осуществляется "по вертикали"). Решающее значение в построении художественного образа имеет мировоззренческая сторона творчества.