| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS


Категория "Стиль" в кино
содержание

Различные стили в пределах данного метода вызываются к жизни социальной сущностью искусства, мировоззрением, личностью художника. Стилевые концепции, как мы отмечали, не только отражают то или иное мировоззрение, но и содержат в себе собственно-мировоззренческий элемент, соотносимый с общим мировоззрением. Детерминированная социальной реальностью категория мировоззрения пронизывает всю ткань произведения, ибо является не тезисом, который доказывается в произведении и иллюстрируется, а феноменом самой художественной структуры произведения. Будучи органической частью художественного произведения, мировоззрение художника обуславливает индивидуальное и неповторимое художественное видение. При этом не только мировоззрение определяет стилевую ориентацию, но и само находится под воздействием той или иной стилевой установки автора. Стиль искусства не только отражает, но и определенным образом моделирует мир, и эта модель мира — форма и способ его художественного постижения. Искусство, моделируя мир, как бы соответствует его миру внутреннему. И в этом соотношении выявляется отношение художника к познаваемой действительности. Стиль, таким образом, есть выражение не только и не столько случайных черт, но самой сущности творчества художника; стиль являет собой логику соотнесенности, взаимопроникновения идейности и образности, содержания и формы в едином художественном целом. Таким образом, мы говорим о стиле, как о порождении определенного типа творческого мышления, сопряженного с мировоззрением художника. Общественно-исторические, социальные условия детерминируют всю совокупность взглядов художника, его мировоззрение. Сообразно своим мировоззренческим установкам художник ориентируется на тот или иной творческий метод, под которым понимается совокупность идейно-эстетических принципов художественного отбора, оценки и обобщения явлений действительности. В рамках избранной "духовной технологии", своеобразно эстетической идее, идеалу, художник строит художественную концепцию произведения, определенную систему образности, выбирая из массы приемов и выразительных средств наиболее органичные для воплощения замысла в рамках избранного кадра. Соединяя формальные и выразительные элементы, стиль, таким образом, связывает форму с содержанием, материализуя в художественной ткани произведения идею и мысль художника, являясь как бы развернутым доказательством определенной идейно-содержательной концепции. И задача исследователя состоит в том, чтобы понять содержательность искусства как единство, выраженное в стиле через соотнесение с действительностью и мировоззрением, преломленном в творческом методе художника, ибо, по словам Эйзенштейна, художественная структура — сколок со структурных закономерностей движения и развития, по которым, сменяя идеологические эры и исторические эпохи и следующие друг за другом социальные системы, движется и космос, и история, и развитие человеческого общества...