| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS


Категория "Стиль" в кино
содержание

2. СТИЛЬ — УРОВЕНЬ КИНОВЕДЧЕСКИЙ

Проблема стиля фильма должна рассматриваться в контексте выявленной специфики природы экранного образа. Кино — искусство техническое, ибо влияние техники распространяется на саму структуру, специфику и эстетику фильма, внося специфические условия в процесс создания экранного образа, меняя психологию его восприятия, порождая новые качества художественного мышления, особые формы эстетического сознания. Кино — искусство синтетической образности, где находит свое выражение диалектика коллективного и личностного, где отдельно входящие в синтез искусства не просто слагаемые, из которых механически строится образ, но трансформированные по законам синтезирования элементы новой эстетической целостности. Во второй главе мы рассмотрели роль и функции отдельных участников процесса фильмотворчества в создании стилевой целостности произведения, оговорив, что завершенность в создании стилевой целостности произведения решительным образом определяет индивидуальность режиссера. Синтетический экранный образ — сложное единство образующих его данностей. Элементы стиля, вступая в определенные отношения с другими элементами структуры фильма, не исчезают в структуре, не "растворяются в принципе", но обретают новые художественные качества, новую функциональную сущность. Взаимодействуя, различные элементы не сводятся целиком к этим отношениям, но частично сохраняют свои изначальные свойства, при этом они обретают и новые свойства, не заключенные в них изначально. И в этом новом качестве инвариантно присутствуют в структуре фильма. В различные моменты те или иные выразительные средства как бы берут на себя максимальную нагрузку, выдвигаясь на первый план, в то время как остальные "отступают" назад. Стилевые элементы действуют параллельно, скрещиваясь, в контрапункте, образуя всевозможные комбинации. Каждая структура фильма — органическое единство элементов, построенное по данному типу, в свою очередь лишь элемент более сложного структурного единства, а ее собственные элементы могут быть рассмотрены как относительно самостоятельные структуры. Эти структуры в их целостности и взаимосвязи представляют собой опосредованный продукт художественного мышления режиссера, выявляя способ его художественного постижения мира. Различные элементы стиля, обладая относительной самостоятельностью и вступая между собой в самые различные отношения и связи, вновь и вновь подчиняются закономерностям данного стиля, как центро-организующей и объединяющей энергетической силе. Стилевой закон конкретно проявляется в целостности фильма и связан в свою очередь с его идейно-образным содержанием. Изобразительный момент имеет характер знакового обозначения чувств и представлений о мире. На этом основании С. Эйзенштейн сделал важное методологическое разделение изображения и образа. В искусстве мы имеем дело не с реальностью (предметом), а с изображением (образом предмета), не с событием, но с образом события и т.д. В самом же образе заключены и пластичность изображения, и смысловая структура (чувство). Поскольку в конечном итоге фильм, как и любое произведение искусства, есть специфическое суждение о жизни, постольку и "смысл" есть воплощение при помощи выразительных средств отношения к миру и другим ценностям. Именно смысл и целеустановки формируют всю образную ткань фильма.

Способность режиссера, своеобразие его таланта находит свое воплощение, как мы отмечали, в принципах монтажного мышления, посредством которого осуществляется создание целостного произведения в сюжетно-логическом, стилевом и идейно-образном смыслах, а также в принципах пространственно-временной организации материала, ибо категория "пространства — времени", включаясь в структуру образа, становится исключительно активными и конструктивными стилевыми элементами, пронизывая все звенья художественного процесса, и в каждом конкретном случае получая специфическое воплощение. Монтажное мышление и пространственно-временная концепция являются формой существования и реализации авторской идеи. На этом уровне организуется способ расположения переживаемого, осмысляемого и оцениваемого жизненного материала. Условно можно выделить следующие элементы стилевой концепции фильма:

- драматургическое стилевое начало;

- изобразительный ряд (осмысление материала художником-постановщиком, оператором-постановщиком);

- звукоряд (осмысление материала звукорежиссером и композитором);

- актерские решения (как элементы общей концепции);

- "образ автора" — режиссерская композиционно-стилевая концепция и ее воплощение в монтажной, пространственно-временной и ритмической структуре фильма.

- В фильме, как и любом другом художественном произведении, сложно пересекается аксеологический слой, состоящий из множества общественно- ценностных элементов, и "морфологический" слой, состоящий из элементов материально-пространственных. Если подходить к фильму как определенному типу высказывания, то характеристика его зависит не только от "способа" оформления высказывания, но и от смысловой структуры высказывания. Отношение к действительности при этом становится фактом самой структуры фильма. Формальная структура фильма состоит из тематических аспектов (макроструктура) и звукозрительной оболочки (микроструктура), при этом стиль —целостнообъединительный механизм —обеспечивает единство художественного целого, закономерность сопряжения всех выразительных средств, направленных на развитие идейно-образной задачи произведения, пронизывая и соотнося формально-содержательные аспекты произведения.