| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS


Категория "Стиль" в кино
содержание

СТИЛЬ — УРОВЕНЬ ЭМПИРИЧЕСКИЙ. МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА СТИЛЕВОЙ КОНЦЕПЦИИ ФИЛЬМА

На наш взгляд, вполне объясним и закономерен интерес к отдельно взятому произведению, являющемуся, по словам Белинского, замкнутым в себе целым, имеющим свое начало и конец. Внутреннее единство, его специфическая органичность, организованная .целостность определяют интерес к существенным чертам замкнутой художественной системы, какой и является отдельный фильм. Без продуманной методики и методологии отдельного произведения немыслимо изучение и группы произведений, то есть других стилевых формаций. Замкнутость художественной структуры, его "тоталитет", однако, не означают разрыва динамических связей с внешней реальностью, с окружающим миром (социально-историческим контекстом), художественным процессом вообще. Недостаток большинства современных киноанализов, как мы отмечали, заключается в самом подходе к исследуемому материалу, когда форма и содержание произведения анализируются изолированно, как вполне самостоятельные аспекты (как правило, сначала — "содержание", потом — "форма", "стиль"). Анализ при этом сводится к сумме анализов отдельных элементов. Существо произведения определяет не целостность, но сумма результатов расчленения на элементы. Это приводит к тому, что анализируется в конечном итоге не само произведение, а его схема (отчего возникает неполнота, ограниченность, а иногда и ошибочность толкования не только формального, но и содержательного аспектов). При этом подходе, как правило, исчезает объяснение динамики художественных процессов, функционирования тех или иных элементов, создающих лишь во взаимосвязи художественный образ. Такое расчленение фильма на "содержание" и "форму" делает закономерными рассуждения отдельно об "идее" и отдельно о художественных средствах, в то время как характеристика художественного произведения не может быть сведена к анализу формы как таковой или анализу содержания как такового. Структура художественного произведения (фильма) многослойна и состоит из пересекающихся пластов, при этом смысл произведения возникает из всей слитности контекстов. Художественный фильм как замкнутая сложная система состоит из ряда подсистем: отражения, изображения, выражения, при этом микрообразы складываются в более обширное единство, а те, в свою очередь — в более обширные. Эти сложные сплетения образуют внутреннюю замкнутую систему фильма, в которой сбалансированы: идеологический момент, идейное содержание, изобразительная сторона и т.д. Анализ, расчленяющий форму и содержание, мешает пониманию того и другого, ибо существует не только взаимосвязь, но и обязательная взаимозависимость между содержательными и формальными аспектами (то, что называют "обменной операцией" между "планом выражения" и "планом содержания"). Стиль, не являясь содержанием произведения, является тем не менее бытием этого содержания, материальной формой существования идеального, ибо содержательные уровни фильма не существуют (хотя и различаются) вне стилевых форм выражения. Сам предмет изображения относится к содержательной сфере, но на следующем уровне он становится элементом означающей системы. Способность отдельных элементов вступить в реакцию, во взаимосвязь порождают новый смысл и является выражением этой подвижности, взаимодействия, обратных связей формальных и содержательных структур. С. Эйзенштейн развил такую теорию критического анализа, основа которой — единство описания и интерпретации произведения, когда исследование идейной концепции идет через анализ стилевой системы, в которой и выражено понимание мира. Исследуются не отдельные элементы как выражение художественного смысла, целостность произведения определяется факторами как содержательного, так и формального уровней. Знаковая природа произведения и его идейно-содержательная структура как бы переливаются друг в друга, ибо смысл и целеполагания определяет весь процесс становления художественного целого. Фундаментальный вопрос анализа стилевой концепции фильма можно сформулировать как проблему интерпретации механизмов, порождающих художественный смысл произведения. Предметом интерпретации должна быть не сумма отдельных компонентов, а целостность произведения, режиссер предлагает зрителю видение мира и понимание его процессов. Он обращается к пластическому образу как носителю этого видения и его интерпретации. Стилевой анализ выясняет взаимоотношение между различными уровнями фильма, а не только формальную упорядоченность произведения в виде некого целого, но и то "духовное" содержание, которое пронизывает все уровни произведения насквозь, от самых глубинных пластов до внешних стилистических элементов, организуя все в единое эстетическое целое и делая художественно значимым мельчайшие детали. Таким образом, необходимо помнить, что анализ фильма — не самоцель, а средство более полного и глубокого раскрытия содержания.

Задача анализа — раскрытие идейно-образного единства произведения через его структурно-стилевое воплощение, через элементы художественного целого. Методологический подход — анализ стиля как механизма, объединяющего содержательные и формальные аспекты произведения в единую художественную целостность. Конечная цель любого анализа — синтез. Необходимо подходить к каждому элементу, имея в виду способ авторского построения картины мира. Цель анализа — выявление типа авторского художественного мышления, который и влечет за собой определенное построение художественного ряда. Стиль произведения — единство выражения, каждый элемент которого служит этому единству и несет в себе его черты. Первым этапом анализа является выявление элементов, то есть наиболее существенных для целого частей. Поскольку каждый элемент входит в свою очередь в состав взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (что и придает фильму его специфические свойства), то следующий этап — выявление специфических свойств их отношений в их диалектической связи. Необходимо выявить способ, которым соединяются все элементы целого, закономерность построения формы, принцип моделирования образного материала, что в свою очередь позволяет выявить специфику авторского художественного мышления, специфику стилевой концепции произведения. Схема разбора может быть разной. Главный момент — момент содержательности стиля. Методологически продуктивным, на наш взгляд, является анализ художественной ткани произведения одновременно с его идейно-содержательным пафосом. Канона быть не может, но во всех случаях необходимо не упустить цель стилевого анализа — рассмотрение произведения как образного целого. Как выражение идеи с акцентом на выражении. Как проявление глубины содержания. Необходимые аспекты анализа стилевой концепции отдельного фильма. Выявление стилевой доминанты фильма, механизма образного освоения действительности в произведении, стягивающего все художественные средства в единый стилевой центр:

1) раскрытие "образа автора", объединяющего все элементы в единое целое;

2) выявление тяготения стиля в сторону "объективности" или "субъективности" (тяготение к той или иной мере условности);

3) композиционно-стилевая структура произведения;

4) пространственно-временная структура;

5) монтажная структура;

6) ритмическая структура;

7) логика актерских решений;

8) изобразительный ряд ("поведение" камеры, принцип построения мизансцен, характер освещения, роль детали, драматургия цвета и т.д.);

9) звукоряд (драматургия слова, музыкальная драматургия фильма, принцип и характер использования звука как элемента выразительности). Данные элементы стилевой концепции, как мы отмечали, должны быть рассмотрены в их взаимосвязи, в результате которой рождается, живет и развивается смысл произведения. Важно обнаружить не только эти элементы, но и способы перехода одного в другой, внезапные модуляции, трансформации, неожиданные сцепления, которые и явятся сигналами для выявления своеобразия авторского художественного мышления. Анализ отдельной стилистической системы возможен лишь в том случае, если он исходит из целого. Только в соотношении с общим характером стилевой концепции фильма мы можем выявить закономерности той или иной стилистической системы. Отрицательные последствия расчленения и разъятия образности сглаживаются, если в мышлении критика постоянно присутствует целое, и он использует это целое как необходимый критерий. "Целое" выступает как контекст мыслительного процесса. Лишь на уровне целого произведение может быть соотнесено с другими феноменами художественного процесса и с самой действительностью. Стиль творится смысловыми элементами фильма, и его детерминирует не только материал, но, как мы отмечали, и определенная проблематика, философская позиция автора. Единство произведения — результат сложного анализа реальности и ее творческого осмысления и переработки. Если на уровне отдельных стилевых элементов степень преображения художником действительности не всегда очевидна, то произведение в целом, вырастая в сложный организм, обнаруживает свой концептуальный характер. Но если сами по себе приемы и средства выразительности еще ни о чем не говорят, то и взгляды художника без анализа характера воплощения замысла дадут лишь ограниченное, а подчас и искаженное представление об истинной ценности произведения. Анализ стилевой концепции — это средство к постижению цельности произведения и его эстетической полноценности.

Таким образом, разработка категории "стиль" в киноискусстве имеет важное общетеоретическое и методологическое значение. Уяснение структуры стиля фильма позволяет выработать методологии, способствующие полноценному анализу произведения, его объективной оценке. Научное представление о структуре стиля отдельного произведения, в свою очередь, открывает возможности плодотворного анализа более обширных стилевых формаций (течений, направлений), позволяя более точно и корректно выявить "типологический ключ" при классификации типологических рядов, так как дает ориентацию на первичные, то есть наиболее существенные признаки фильмов, совершенствуя принципы отбора. Разработка категории "стиль", ее отдельных аспектов, таких, как принцип пространственно-временной организации материала или принципы монтажного мышления, несомненно, оказывается полезным и в непосредственной режиссерской практике, так как отражает возможности осознанного творческого подхода к работе с этими категориями, без которых уже немыслимо полноценное концептуально-философское осмысление действительности. Категория "стиль", таким образом, не механическая умозрительная конструкция, но живой рычаг для дальнейшего совершенствования теории и практики киноискусства. Разработанная методика анализа стилевой концепции фильма может послужить опорой к разработке нового подхода. Семантика трансформации элементов художественной структуры, вступающих между собой в сложнейшие взаимодействия, есть сфера взаимодействия "плана выражения" и "плана содержания", где формируется истинный смысл "высказывания". При этом стратегия установления семантических связей соединена с пониманием целостности художественного произведения как мыслительного контекста и критерия. Только упор на установление семантических связей дает возможность верного осмысления и объективной оценки произведения, отсюда и основной пафос всего исследования, направленный на идею нерасторжимости формы и содержания, понимания образа не как результата, но как динамического "становления", где элементы стиля рассматриваются не только в сфере чисто формальных отношений, но как носители смысла, посредством которых материализуются идейно-содержательные аспекты произведения.